Педагогика как наука. Источники развития педагогической науки. Возникновение и развитие педагогики. Место в системе гуманитарных и естественных наук

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЗАДАНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОСНОВАМ ОБЩЕЙ И ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Раздел 1

Общая педагогика

Тема 1.1  Педагогика как наука

v Посещение библиотеки  колледжа (РИРО,,,), знакомство с библиотечным каталогом, обучение пользования им. Сравнение содержания  оглавлений и аннотаций к 2-3 учебным пособия по предмету (по выбору студента).

v  Составление картотеки по дисциплине (18-20 учебных пособий): название, автор, место и дата издательства, краткая аннотация.

v Составление ответов на контрольные вопросы:

·  Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность:

- педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

- педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

- педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

- педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.

- педагогика – наука о воспитании человека.

·  Какой термин,  на  Ваш взгляд,  наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?

- педагогика  (от греч. «пайдос»– дитя, «аго»-вести).

-андрогогика (от греч. «андрос» - мужчина, «аго» -вести).

- антропогогика (от греч. «андропос» - человек).

- антропология (от греч. «андропос» - человек, «логос» -наука).

-педология (от греч. «пайдос»– дитя, «логос» -наука).

v Оформление педагогического словарика: педагог, педагогика, педология, теория, практика, закономерности развития, воспитание, обучение образование, развитие, специальность, профессиограмма, компетенция, компетентность, профессионализм, самообразование, самовоспитание,  индивидуальность, мотив, методология, метод исследования, метод обучения, личность, индивид, фактор, диагностика, возрастная периодизация, акселерация, сенсорное развитие, одарённость, дивиантное поведение.

Изучить вопрос: Источники развития педагогической науки

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М.: Академия, 2001, с.40-42 (сделать конспект)

Изучить вопрос: Возникновение  и развитие педагогики

v Краткое конспектирование по вопросам:

Предпосылки педагогической теории. Потребность жизни – первопричина возникновения научных отраслей.  Древние системы воспитания. Педагогические воззрения философов Древней Греции и Рима. Педагогика 17 века.  Я.А.Коменский  Последователи Я.А.Коменского в зарубежной педагогике 17-19 веков (Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци). Последователи Я.А.Коменского в общественной педагогике 19 века (К.Д.Ушинский, Н.А.Дрбролюбов, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой). Проблемы воспитания человека в новом обществе (педагогическая теория 1910-1930гг.(Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий); идеи П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского). Современное развитие  педагогики как науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития (педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.И.Ильин, С.И.Лысенкова), педагоги-теоретики (В.В.Краевский, Ф.А.Фрадкин).

Литература: Подласый И.П. Педагогика, М., Владос, 2002, с.13-23; Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М., Академия, 2005.

v Составление реферата о выдающемся педагоге (по выбору обучающегося)

План:

  • даты жизни и деятельности,
  •  вклад в развитие педагогической  науки,
  •  характеристика наиболее значимых трудов,
  •  заключение.

v Составление  ответов  на контрольные вопросы:

·  Что определило развитие  педагогики как науки? Выберите правильный ответ, доказав неполноту других ответов.

- прогресс науки и техники,

- забота родителей о счастье  детей,

- биологический  закон о сохранении рода,

- объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду,

- повышение роли воспитания в общественной жизни.

v Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты, названия работ

имена

даты

идеи

460-370 до н.э

Сократ, Платон, Аристотель

«Образование оратора»

Тертуллиан, Августин,Аквинат

1466-1536

1378-1446

1494-1553

1553-1592

Я.А.Коменский

«Мысли о воспитании»

Ж.Ж.Руссо

1746-1827

И.Ф.Гербарт

А. Дистеверг

В.Г.Белинский.

А.И.Герцен

Н.А.Добролюбов

Н.Г.Чернышевский

1828-1910

1810-1881

«Педагогичесекая антропология»

Д.Дьюи

Э. Торндайк

«Педагогика»(1922)

С.Т.Шацкий

1869-1939

«Педагогическая поэма»

В.А.Сухомлинский

Изучить вопрос:  Место в системе гуманитарных и естественных наук

v Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М.: Академия, 2001, с.42-46 (сделать конспект)

v Изучение дополнительной литературы по вопросу специальная  педагогики (сурдо, тифло-, олигофрено-, лого-). Подготовка практико-ориентированных сообщений.

v Составление ответов  на контрольные  вопросы:

1). Какие науки занимаются обучением и воспитанием  детей с нарушениями в развитии:

- в развитии речи,

- в развитии слуха,

-  в развитии зрения,

- с нарушениями интеллекта.

Изучить вопрос:   Методы педагогических исследований

v Изучение  дополнительной литературы по вопросу: Методическое обеспечение преобразований в педагогике. Литература: Педагогика /под ред. П.И.Пидкасистого, М.: РПА, 1996, с.50-55

v Составление  ответов  на контрольные вопросы:

ü  Что такое метод научного исследования?

ü  Какими особенностями отличаются педагогические процессы?

ü  В чем сущность педагогического наблюдения?

ü  Что такое педагогический эксперимент?

ü  Назовите основные виды эксперимента?

ü  В каких целях он применяется?

ü  Что такое педагогическое тестировании?

ü  Для каких целей в педагогике применяется анкетирование?

ü  Что  такое социометрический  метод?

ü  Зачем педагогике нужны количественные методы?

ü  Что такое шкалирование?

ü  Какие методы вы будете применять  для  изучения личности детей дошкольного возраста?

ü  Что вы знаете о новейших методах педагогических исследований

Тема 1.2 Гуманизация педагогики

v Составление реферата по теме: Цель и задачи гуманистического воспитания.

v Составление ответов на контрольные вопросы: Из списка выбрать утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания: 

v уважение прав и свобод личности, 2) поощрение добрых дел, 3) предъявление разумных, посильных требований, 4) вседозволенность,5) уважение позиции воспитанника,6) уважение права человека быть самим собой, 8) полная свобода действий воспитанника,9) отказ от наказаний, унижающих личность, 10)  воспитание милосердия.

Литература:  И.П.Полдласый Педагогика, М. Владос, 2001, с. 51.

v Изучение  Конвенции о правах ребёнка (конспект).

План:  понятие конвенции, части документа, содержание преамбулы, кого считают ребенком, характеристика   основных положений по правам  ребенка);

v составление конспекта статьи Ткачёва А.  «Гуманизация педагогики» из журнала «Дошкольное воспитание» №3, 1996г

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0