Педагогическая деятельность. Строение педагогической деятельности. Способ осуществления

Страницы работы

Содержание работы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Литература: Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», М., Академия, 2000, с. 14-19, 86-95.

Педагогическая деятельность- вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Строение педагогической деятельности представляется в единстве: мотив – цель – предмет – способ осуществления – результат.

Мотив изначально проявляется на этапе профессионального самоопределения (что именно побуждает выбрать педагогическую профессию). Различают внешние мотивы (учеба в педагогическом учебном заведении, в вузе, получение специального образования) и внутренние (ориентация на процесс и результат своей деятельности), т.е. смыслообразующие мотивы (по выражению Леонтьева А.Н.).

Цель педагогической деятельности определяется обществом.  Цель воспитания в современном обществе – это воспитание всесторонне развитой гармоничной личности  (это идеальная цель воспитания), которая является ориентиром на возможности человека. Реальная цель воспитания детей дошкольного возраста – воспитание эмоционально благополучного разносторенне развитого счастливого ребенка.

Исходя из цели, сообразуясь с педагогическими условиями, воспитатель ставит задачи  (например, подготовка детей к обучению в школе, укрепление здоровья, формирование

Творческих способностей).

Т.о., цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности.

Предмет. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета.  Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности детей, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяется субъект – тот, кто занимается педагогической деятельностью (родители, педагоги) и объект – тот, на кого направлены усилия субъекта (т.е. воспитанник), но ребенок (объект)  - активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным мнением, отношением к окружающему, обладающий своими целями, мотивами поведения, т.е. он одновременно является и субъектом педагогической деятельности, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию,  ибо воспринимает его через свои установки, через свой внутренний мир.  Если педагоги, родители учитывают потребности ребенка, его возможности, то деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъектную, что и делает ее творческой, нестандартной. В этом случае это будет педагогика сотрудничества. 

Способ осуществления – это общение, учение, игра, труд…, организованные педагогом на основе педагогического творчества как непременного условия современного педагога, т.к. ребенок представляет собой неповторимую личность  и требует особых, индивидуальных способов воздействия и форм общения. В деятельности педагога не должно быть шаблонов и однообразия.

Результат – совершенный человек.  Следует  признать, идеального человека не существует, но надо стремиться к гармоничному формированию положительных качеств личности как гражданина, семьянина,  работника. Т.е. существует социальный заказ общества на то, какую личность необходимо воспитать. Социальный заказ общества определен в Законе РФ «Об образовании»: личность должна быть способна к самоопределению (найти себя в жизни), к самореализации (реализовать себя), к самооценке (дать себе объективную самооценку).

Результат педагогической деятельности воспитателя отсрочен во времени (т.е. результат работы проявится в будущем;  то, что заложили педагоги в ребенке, раскроется по прошествии времени). Следует отметить еще одну особенность педагогической дельности  - это то, что в процессе воспитания задействованы многие лица ( воспитатели, логопед, муз. работник…), и конечно, родители, особенно в первые годы жизни ребенка, т.е. воспитание –дело коллективное и чтоб достичь  успешных результатов, требуется согласованность в подходах к воспитанию, к его содержанию, к приемам  осуществления всех заинтересованных лиц, а инициатором  такого единения является педагог (воспитатель) как профессионально подготовленное лицо. Кроме того, взаимодействие с детьми должно строиться на основе гуманистического характера. Таково строение и особенности педагогической деятельности, которая  ориентирована на  организацию работы всех участников педагогического процесса (детей, их родителей, воспитателей).

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0