Основы генетики. Генетика как наука. Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные термины и понятия генетики. Методы генетики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Рассмотрены на заседании ПЦК                                              Преподаватель психолого-педагогических дисциплин                                                                                                        

Протокол №___ от ____________ 2014 г.                                Группы 11сд, 12сд  Специальность 050710

Председатель ПЦК                                                                     Специальное дошкольное образование

________________                                                                                                       

ВОПРОСЫ  К  ЭКЗАМЕНУ

Раздел 1. Основы генетики

Тема 1.1 Генетика как наука

Теоретические вопросы:

1.  Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2.  Задачи генетики теоретические и практические.

3.  Основные термины и понятия генетики. Методы генетики.

4.  Генетика пола. Изменчивость организмов.

5.  Генетика человека.  Методы генетики человека.

Тема 1.2 Наследственные заболевания

            Теоретические вопросы:

6.  Этиология и патогенез наследственных болезней.

7.  Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные.

8.  Диагностика наследственных заболеваний.

9.  Лечение и профилактика наследственных болезней.

            Практические задания:

10.  Решение практических ситуаций: определить наследственное заболевание, вид мутации, назвать причины, симптомы, указать направления профилактики, психолого-педагогической помощи.

         Раздел 2. Общее учение о здоровье и болезнях

 Тема 2.1 Основы общей патологии

            Теоретические вопросы:

11.  Внешние и внутренние факторы болезней человека.

12.  Причины и условия возникновения болезней человека.

13.  Роль конституции и наследственности в патологии.

14.  Общая характеристика типовых патологических процессов. Стадии и исходы болезней человека.

Практические задания:

15.  Анализ выписок из медицинских карт детей: определение симптомов, причин, условий возникновения, стадий болезней.

                     Раздел 3. Основы детской невропатологии

Тема 3.1 Неврология

Теоретические вопросы:

16.  Невропатология как наука. Задачи, разделы  детской невропатологии.

17.  История развития детской психоневрологии.

18.  Эволюция нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы.

Тема 3.2 Нейрофизиология

Теоретические вопросы:

19.  Высшая  нервная деятельность. Теория функциональных систем. Высшие корковые функции.

20.  Взаимосвязь невропатологии и дефектологии. Нейрофизиологические основы механизмов обучения.

21.  Критические периоды развития. Развитие нервно-психических функций в условиях патологии.

      Тема 3.3 Болезни нервной системы

Теоретические вопросы:

22.  Болезни нервной системы у детей. Органические и функциональные расстройства.

23.  Понятие о симптоме и синдроме.  Основные неврологические синдромы.

24.  Врожденные заболевания с поражением нервной системы. Дизэмбриогенез.

25.  Детский церебральный паралич. Причины возникновения. Синдромы  двигательных, речевых, сенсорных, нарушений  высших корковых функций.

26.  Гидроцефалия  и микроцефалия. Причины, клинические  проявления, психические изменения. Возможности обучения и воспитания.

27.  Черепно-мозговые травмы. Причины, виды, степени выраженности. Последствия ЧМТ.

28.  Инфекционные заболевания нервной системы. Инфекции и нейроинфекции. Менингит, энцефалит, полиомиелит. Причины возникновения, клинические проявления.

29.  Минимальная мозговая дисфункция. Причины, механизмы развития, признаки ММД. Возрастной аспект. Медико-педагогическая коррекция.

30.  Принципы диагностики заболеваний нервной системы у детей. Методы исследований ЦНС.

31.   Реабилитация и пропедевтика заболеваний нервной системы у детей.

Практические задания:

32.  Проанализировать НПР у ребенка (по описанию), определить ведущие симптомы и синдромы.

33.  Проанализировать результаты диагностического обследования ребенка с отклонениями нервно-психического развития (НПР), определить педагогический прогноз.

34.  Проанализировать выписки из медицинских  карт обследования, выявить особенности НПР; оценить методы исследования ЦНС, рекомендации специалистов по проведению медико-педагогической коррекции и реабилитации.

35.  Подобрать основные направления реабилитационной и коррекционно-педагогической работы с учетом неврологического заболевания.

36.  Сформулировать рекомендации родителям по предупреждению НПР у детей.

Раздел 4. Основы детской психопатологии

   Тема 4.1 Психопатология как наука

Теоретические вопросы:

37. Психофизиологические основы детской психопатологии.

38. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.

39. Этиология и патогенез психических заболеваний.

      Практические задания:

40.  Определить биологические и социальные причины возникновения НПР в конкретной ситуации.

   Тема 4.2 Психические расстройства у детей

Теоретические вопросы:

41. Симптомы и синдромы психических расстройств в детском возрасте.

42. Психические расстройства при соматических заболеваниях и эндокринных нарушениях.

43. Психические расстройства при общих и нейроинфекциях в детском возрасте.

44. Психические расстройства при интоксикациях нервной системы у детей. Особенности психических нарушений у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

45. Психические расстройства при ЧМТ. Ближайшие  и отдаленные последствия травмы у детей.

46. Эпилепсия у детей. Основные направления в работе педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

47. Шизофрения в детском возрасте. Воспитание и обучение детей, страдающих шизофренией.

48. Циклотимия. Основные направления работы педагога-дефектолога с детьми, страдающими МДП.

49. Неврозы у детей. Профилактика и психотерапия невротических расстройств.

50. Реактивные психозы в детском возрасте. Предупреждение, помощь при декомпенсации.

51. Психопатии детского возраста. Акцентуация личности, патохарактерологические особенности у детей и подростков. Принципы реабилитации и профилактики.

52. Этиология, характеристика и классификация олигофрении. Олигофрения и деменция. Дифференциальная  диагностика олигофрении и задержки психического развития.

53. Принципы диагностики. Психопрофилактика и реабилитация психических болезней у детей.

Практические задания:

54.  Выявить (по описанию) психоневрологическое заболевание, обосновать, определить возможные причины нарушения психического здоровья, факторов риска.

55.  Подобрать основные направления реабилитационной и коррекционно-педагогической работы с учетом психоневрологического заболевания в конкретной ситуации.

56.  Проанализировать выписки из медицинских и дефектологических карт обследования, выявить особенности НПР, определить возможные причины, факторы риска; оценить рекомендации специалистов по проведению медико-педагогической коррекции.

        Раздел 5. Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения

Теоретические вопросы:

57. Анатомия, физиология и патология органа слуха

58. Анатомия, физиология и патология органов зрения

59. Анатомия, физиология и патология органов речи

Практическое задание:

60.  Проанализировать особенности сенсорных нарушений у ребенка

Похожие материалы

Информация о работе