Сюжет и фабула. Единицы сюжета и фабулы. Примеры взаимодействия сюжета и фабулы. Классификация сюжетов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

  • последовательности, которая характерна для реальной действительности, потому фабулу и называют «выпрямленным» сюжетом. Одно и то же фабульное событие может приобрести совершенно разные сюжетные смыслы в зависимости от того, как, какими словами оно будет рассказано

Сюжет и фабула

  • Отличают фабулу от сюжета по следующим признакам:
  • 1) последовательностью изложения событий, которые в тексте описываются не так, как они происходят в жизни, с пропусками важных звеньев, с перестановками, с инверсией, с последующим узнаванием, обратно;
  • 2) мотивировкой рассказа - как воспоминание ("Зачарованная Десна" О Довженко), видение, сон ("Сон" Т Шевченко), дневник ("Робинзон Крузо" Д Дефо), рассказы человека "М. Шолохова);
  • 3) субъектом повествования - от первого и второго лица, от автора, не проявляет своего присутствия, от автора, проявляет свою эмоциональную настроенность, от имени биографического автора, рассказчика-маски.

Классификация сюжетов

интересные и развлекательные

хроникальные и концентрические

внутренние и внешние

традиционные и странствующие  (бродячие)

интересные и развлекательные Сюжеты

  • Интересными считаются сюжеты, исследующие жизнь, открывают в нем то, что скрыто от человеческого глаза в произведениях.
  • Развлекательными сюжетами являются неожиданные, случайные события с эффектными перипетиями.

хроникальные и концентрические сюжеты

  • Хроникальный сюжет – характеризуются тем, что события в произведении изображаются в хронологической последовательности. Цель такого изображения – показ роста духовного развития личности главного героя. Обычно хроникальный сюжет встречается в автобиографической, мемуарной литературе.
  • Противоположный хроникальному концентрический тип сюжетов предполагает наличие событийного центра (или центров), без которых весь остальной событийный ряд теряет смысл. Концентрический сюжет представляет собой цепочку событий, каждое из которых является следствием предыдущего, и причиной для последующих событий. Цель автора – показать противоречия своего героя, сложность его внутреннего мира. (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»).

внутренние и внешние сюжеты

  • Внешние сюжеты раскрывают характеры через события, поступки, они основываются на интригах, перипетиях. Внешние сюжеты были популярны в античной литературе.
  • Внутренние сюжеты раскрывают характеры косвенно, сосредотачивают внимание на изменениях в психике персонажей, диалектике души. Это то, что происходит вокруг главного героя и с его непосредственным участием. Внутренние сюжеты у новеллах М. Коцюбинского «Цвет яблони».

традиционные и странствующие сюжеты

  • Бродячие сюжеты - устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования. Они встречаются в мифах, сказках, баснях, анекдотах,
  • Традиционные сюжеты аккумулируют опыт человечества, накопленный тысячелетиями. Они являются своеобразной формой универсальной памяти, которая хранит и осмысливает человеческий опыт. (Мифологические - Прометей, Пигмалион, литературные - Гулливер, Робинзон, Дон Кихот, исторические - Александр Македонский, Юлий Цезарь, легендарно-церковные (Иисус Христос, Иуда Искариот).

Единица сюжета и фабулы

  • Простейший элемент сюжета — «отдельное движение или жест человека или вещи, в том числе душевное движение, произносимое или мыслимое слово». Простейшая единица фабулы — мотив или событие.

Структура сюжета

Сюжетные элементы

  • Основные:
  • Экспозиция
  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка
  • Факультативные:
  • Пролог
  • Эпилог

Структура сюжета

  • Экспозиция – это описание событий, предшествующих завязке. Основные функции – ознакомление читателя с обстановкой, в которой будут разворачиваться события, с персонажами, с историей их жизни. Она может присутствовать в художественном произведении и занимать целые главы произведения, а иногда может ее и не быть. (Гончаров И.Р «Обломов», с 1-10 гл. - экспозиционная функция). Бывает нетипичное расположение экспозиции в художественном тексте (Гоголь «Мертвые души» – экспозиция в середине произведения, 11 глава).

Структура сюжета

  • Завязка – это событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации, иначе говоря, завязка – это отправной момент в развитии сюжета.
  • Развитие действия – события, которые постепенно разворачиваются от завязки до развязки конфликта.
  • Кульминация – момент наивысшего напряжения конфликта, имеющее решающее значение для разрешения конфликта, это пик в развитии событий.
  • Развязка – события завершающие и разрешающие конфликт. Иногда развязка совпадает с финалом. Иногда, если финал открытый, развязка может отсутствовать

Факультативные сюжетные элементы

  • Прологом может быть сцена или эпизод, раздел для раскрытия важных философских и морально-соприкасающихся проблем.
  • Эпилог - заключительная часть произведения, которая рассказывает

Похожие материалы

Информация о работе