Частновладельческие города Белоруссии в XVI – XVIII в. Причины кризиса Речи Посполитой. Война на территории Белоруссии в XVII в, страница 3

В созданных в течение XV в. магнатских латифундиях, в оставшихся еще в составе Великого княжества Литовского удельных княжествах находились поселения городского типа — города и местечки, население которых (мещане), так же как и население великокняжеских, господарских городов, занималось в значительной мере ремеслом и торговлей. В этом отношении разницы между мещанами частновладельческих и господарских городов не было. Частновладельческие города основывались в магнатских латифундиях не только в XV— XVI вв., но и в последующий период.

Феодалы были заинтересованы в создании и развитии поселений городского типа (местных торгов, ремесленных слобод) в своих владениях, так как это давало им налоги и сборы с жителей, пошлину с торговли, снабжало ремесленными изделиями, города, наконец, были военными опорными пунктами.

М, К. Любавский отмечает, что новые города основывались частными владельцами (а еще чаще права мещан предоставлялись жителям экономически окрепших населенных пунктов) с разрешения великого князя. Это объясняется тем, что основание новых городов или предоставление жителям населенных пунктов в магнатских и шляхетских имениях прав горожан с разрешением торгов, ярмарок, корчем, со всеми доходами, которые получал владелец, могло нанести значительный ущерб существующим великокняжеским городам, и поэтому для основания нового города требовалось специальное разрешение великого князя. Точно так же князья и паны просили у великого князя разрешения на предоставление магдебургского права (феодального  права городских общин) своим городам, так как и это косвенно затрагивало интересы соседних господарских городов.

Ущерб от основания нового частновладельческого города и деятельности его жителей несла великокняжеская казна. И это было главной причиной того, что великокняжеская власть ревниво оберегала государственные привилегии на взимание пошлин и других налогов с торговли. Эта прерогатива великого князя была зафиксирована в Статуте 1529 г. (раздел 1, статья 21): «Также Приказываем, чтобы ни один человек в нашем государстве, Великом княжестве Литовском, ни на дорогах, ни в городах, ни па мостах и на греблях, и на водах, ни на торгах в своих  имениях  не смел придумывать новых мыт, ни устанавливать их, кроме тех, которые были установлены издавна, па что имелись бы грамоты наших предков, великих князей, или наши. А если бы кто-либо посмел устанавливать новые мыта, тот теряет то имение, в котором установил, и оно переходит к нам, великому князю» .

В течение XVI в. феодалы Белоруссии и Литвы добились от центральной власти большей свободы в своей экономической и городской политике. На магнатов и шляхту распространилась привилегия основывать новые городские поселения. Кроме того, феодалы создавали свои юрисдики в великокняжеских городах. Таким образом, процесс урбанизации в Великом княжестве Литовском контролировался классом феодалов уже в XVI в. В Статуте 1588 г. записано (раздел I, статья 29); «А хто бы с обывателей того панства нашего, я кого кольвек стану и народу шляхетского, для прим-ножень я собе пожитку, хотел на кгрунте своем местечко новое садити, то ему вольно будеть учинить, и торговое в нем, водлуг да.вного звыклого обычаю, я ко се то в местечкох ипших князьских и паньских заховуеть, установи» .

Практически феодалы получили неограниченную возможность основывать городские поселения в своих владениях в зависидМости от экономических и политических условий. Этим правом они широко пользовались вплоть до конца XVIII в. В сеймовых постановлениях редко встречаются решения о частновладельческих городах, это вносилось в повестку дня по желанию самих магнатов, владельцев городов и местечек. Подобные решения касались главным образом фискальных вопросов (освобождение таких городов от уплаты государственных па-логов) или закрепления юридических прав мещан (предоставление или утверждение права на самоуправление). Центральная государственная власть не вмешивалась во внутреннюю жизнь частновладельческого города. Лишь во второй половине XVIII в. в нескольких сеймовых решениях упоминались частновладельческие города наряду с общими вопросами, но право принятия постановления предоставлялось только владельцу города.