Экономические реформы. Выбор пути экономического развития. Развитие советской экономики середины 50-х годов. Реформа управления 1957 года

Страницы работы

Фрагмент текста работы

искренне хотел улучшить жизнь народа и искренне верил в преимущества социализма и коммунизма перед капитализмом.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н.С.Хрущёв предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу. В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 года законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность, ограничивался объём его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов (в РСФСР-70, в УССР-11, в Узбекской ССР-4, в Казахской ССР –9, в остальных союзных республиках - по одному). Упразднилось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозам. Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства  отраслями промышленности в 1957-1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов ( по авиационной технике, по судостроению, по химии и др.). В дальнейшем в созданную систему управления по территориальному принципу вносились изменения и дополнения.

С самого начала реформа управления 1957 года имела ограниченный характер. Она не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования и управления производственной деятельностью промышленных предприятий. Вопрос о коренных преобразованиях в системе планового руководства промышленностью даже не стоял. Как считают отдельные исследователи, хозяйственный механизм реформы 1957 года не только воспроизвёл сложившийся и ранее отработанный административный механизм, но и усилил все его качественные параметры – адресное директивное планирование, фондирование материально-технических ресурсов и их централизованное распределение, административное ( внедоговорное) прикрепление производителей и потребителей, административное ценообразование, бюджетное финансирование как текущей деятельности промышленных предприятий, так и процесса воспроизводства их основных фондов. В сущности, реформа сводилась к формальной, организационно-структуроной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 года была заложена идея административной децентрализации – перемещения функций оперативного руководства на уровень советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. Переход к организационным формам управления по территориальному принципу не решал проблемы пропорционального и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса страны в целом, а также его отдельных отраслевых комплексов. Госплан СССР фактически превращался в центральный элемент системы управления, а централизованное планирование становилось основным механизмом учёта отраслевого разреза в развитии экономики. Однако это не снимало проблемы совмещения территориальной организации управления промышленностью и развития отраслевых промышленных комплексов. Хотя образование системы совнархозов вызвало ликвидацию министерской структуры управления, часть общесоюзных министерств на начальном этапе реформы сохранялась.

Однако реорганизация системы управления дала определённый импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счёт удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 года были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 года - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 года –Совет народного хозяйства СССР. Усложнилась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 года был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 года получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счёте определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной. Вместе с тем на момент начала демонтажа созданная модель управления ещё обладала значительным организационным потенциалом.

Период «оттепели» стал периодом наиболее заметного подъёма

Похожие материалы

Информация о работе