Социология как наука об обществе. Эмпирическая социология. Макросоциологические теории. Социальное как основа предметной специфики социологии, страница 6

Формационная теория абсолютизирует социальный раскол и антагонистическую борьбу в классово-структурированных обществах. Однако биполярная социологическая модель не может претендовать на универсальность в современных условиях, когда, по крайней мере в передовых обществах, произошли существенные изменения в социальной структуре и возобладали интегративные процессы развития.

Трактовка общества в социологии Э. Дюркгейма (1858-1917). Существенно отличающуюся от формационной теории интерпретацию общества дает другая классическая макросоциологиче-ская модель Эмиля Дюркгейма (одного из создателей социологии как науки и предмета преподавания). Э. Дюркгейм является одним из наиболее видных представителей структурно-функционального направления в социологии, анализирующего общество как органичное целое, в котором каждый институт (структура) играет определенную функциональную роль.

Социологический подход. Дюркгеймом был разработан новый социологический подход, который трактовал общество как социальную реальность. При этом акцентировались два момента:

1) социальная реальность - это составная часть единого универсального природного порядка; как и другие виды реальности, социальная реальность устойчива, основательна и «реальна» (конкретна, предметна) и поэтому развивается в соответствии с определенными законами;

2) общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам, в частности, к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах; общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией (связью и взаимодействием).

Различение социального и индивидуального имеет основополагающее значение в социологии Дюркгейма. Причем утверждается примат (первенство, главенство) социальной реальности, максимально воплощенной в обществе, по отношению к индивидуальной реальности. Социальная реальность детерминирует человеческое сознание и поведение. Значение же индивидуальной реальности вторично. Дюркгейм признавал, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Таким образом, общество выступает как объективная, независимая от индивидов, надындивидуальная социальная реальность.

Социальные факты. Для конкретизации социальной реальности вводится понятие «социальный факт», в связи с чем общество понимается как тотальная совокупность социальных фактов. Социальные факты представляют собой некие «вещи», доступные научному социологическому изучению. Они обладают двумя главными признаками: объективным, независимым от индивида существованием и принудительной силой по отношению к индивиду. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества и духовные, нематериальные.

Материальные социальные факты. Под материальными фактами имелась в виду совокупность следующих «социальных условий»:

• физическая плотность населения;

• «моральная плотность» населения (структура и степень сложности социальных групп, частота контактов или интенсивность общения между индивидами в группах и между группами);

• наличие и характер коммуникаций, путей сообщения (коммуникационная инфраструктура);

• типы и характер поселений.

Духовные социальные факты. Это - «коллективные представления», общественное сознание (религия, мораль, право). Именно коллективному, общественному сознанию, образующему основные социальные институты, отводилась определяющая роль в обеспечении функционирования общества, взаимодействия составляющих его индивидов. Сама сущность общества как высшей социальной реальности связывалась с тем, что оно выражало, обосновывало и санкционировало универсальные, обязательные для всех нравственные, ценностные, правовые нормы поведения. Отсюда и дюркгеймовское понимание общества как преимущественно моральной, нравственной реальности.