Расчет передачи и проектирование узла ведомого вала передачи. Прочностной и геометрический расчет зубчатой передачи с определением усилия действующих в зацеплении

Страницы работы

Фрагмент текста работы

коэффициент высоты головки; для исходного контура по ГОСТ 13755-68 .

Х1 и Х2 –коэффициенты смещения исходного контура шестерни и колеса, для косозубых колес Х1 = 0,3; Х2 =-0,3;

-коэффициент уравнительного смещения:,

коэффициент суммы смещений:

коэффициент воспринимаемого смещения: ,

делительное межосевое расстояние: ,

Þ, тогда и

мм,

мм.

Находим диаметры окружностей впадин.

 мм, мм.

Находим диаметры основных окружностей колес:

Находим диаметры основных окружностей колес:

;

;

Высота зуба ;

Находим угол зацепления передачи:

;;;

Находим ширину колеса по формуле:мм.

Находим ширину шестерни по формуле:

4.  Определение усилия и скорости в зацеплении.

Находим окружную скорость зацепления

м/с

Находим окружную силу по формуле:

Н,

Находим радиальную и осевую силу по формулам

Н,

Н,

5.  Проверка передачи на контактную выносливость

Находим расчетное контактное напряжение

где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес ZM =275 (Н/мм2).

ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев и находится по формуле:

Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых  

Находим коэффициент осевого перекрытия

удельная окружная сила, Н/мм

где КНa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев определяем по ГОСТ –1643-72-75, КНa=1,02

КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КНb =1,06

КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на контактную выносливость поверхностей зубьев.

где WHV – удельная окружная динамическая нагрузка, Н/мм,

где dН – коэффициент учитывающий влияние вида зубчатой передачи определяется по таблице, dН = 0,002

g0 - коэффициент учитывающий влияние разности шагов в зацеплении шестерни и колеса по ГОСТ – 21354-75, g0 =42

Н/мм

; Н/мм

МПа , что меньше чем  МПа

Þ контакная прочность обеспечена.

6. Проверка передачи на изгибную прочность

где Yb -коэффициент, учитывающий наклон зуба, для косозубой передачи 

Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых колес Ye=1

YF - коэффициент, учитывающий форму зуба находят по таблице

По числу зубьев 23 находим YF1 = 3,57 и по числу зубьев 73 YF2 =3,54.

Находим

КFa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубъями, для прямозубых колес КFa =1

КFb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КFb  = 1,07

КFV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении

Н/мм2

МПа, что меньше чем  Мпа

Þ условие прочности выполнено.

МПа, что меньше чем  Мпа

Þ условие прочности выполнено.

Сводная таблица основных параметров передачи

Т1 =484 Нм

uф = 3,17

h=9 мм

Т2 = 1510 Нм

y = 0

V=7,4 м/с

u = 3,15

Dy = 0

Ft = 10100 H

dw1=d1= 95,8333 мм

FR = 3990H

z1= 23

dw2=d2= 304,1667 мм

Fx = 2890 H

z2= 73

dа1= 106,24 мм

b=16°1011

m = 7 мм

dа2= 309,77 мм

sН = 584 МПа

[sН] = 622 МПа

X1 = 0,3

df1= 88,23 мм

sF1 =150 МПа

[sF1] = 875 МПа

X2 = -0,3

df2= 291,76 мм

sF2 =148 МПа

[sF2] = 508 МПа

XS = 0

bw=63 мм

Расчет выходного вала на прочность, подбор подшипников и шлицов.

1. Ориентировочное определение диаметра выходного вала

мм

Н/мм2 – условное допускаемое напряжение на кручение

- означает диаметр вала под колесом, согласовав  с ГОСТ –6636-69, получим = 52 мм.

- диаметр переходного участка вала,= 52 мм.

- диаметр цапфы вала, =45 мм

2. Расчётная схема вала

                                                                                                                       

 


                                                                                              

Находим расстояние между опорами вала

где В =19 мм – ширина подшипника (подшипник выбираем предварительно, для косозубой передачи берем подшипник 46209 ГОСТ 8328-75),

Н = 19 мм – ширина крышки (крышку выбираем по ГОСТ 11641-73),

b w = 63 мм – ширина зубчатого колеса,

D = 20 мм – конструктивный зазор,

Конический участок вала  ГОСТ 12081-72

l 1 = 110 мм – длина хвостовика вала; l2 = 82мм; d1=42 мм; d2=М242

X – расстояние между серединой подшипника и серединой хвостовика вала

3. Расчёт вала на статическую прочность.

FM – неуравновешенное усилие , возникающее на консоли вала от соединительной муфты.

F= 10100 H ; FR = 3990 H ;Fx=2890 Н.

Координатная система X – Y – Z распадается на две подсистемы:

XOZ – в которой действуют сила FR и Fx;

XOY – в которой действует сила  FM;

Рассмотрим расчётную схему вала в координатах XOZ.

RAZ и RBZ – неизвестные реакции опор.

 - условие равновесия

;

Эпюра изгибающих моментов для плоскости XOZ методом сечений.

MYA=0

MX2= RAZ=-118532 Н мм;

Mx2 = =320988 Н мм;

Рассмотрим расчётную схему вала в координатах XOY.

RAY и RBY – неизвестные реакции опор.

 

Эпюра изгибающих моментов для плоскости XOY методом сечений.

Mx1=  RAY . x1 ;

Mx1/x1=0 = RAY . 0 = 0

Mx1/x1 = а = RAY . X = 5500 . 125 = 687537 Н.мм

Mx2= FM . X2 ; (L-

Mx2/x2=L=  FM . (L-а)  = 4857 . (190-125) = 388560 Н.м

Построение эпюр изгибающих моментов.

Построение эпюры суммарного изгибающего момента показывает, что опесное сечение будет под колесом.

Общий  изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении определяется методом геометрического суммирования.

М1 и М2 – моменты в опасных сечениях вала

Ми = max (M1; М2)

Ми = М1 =758776 Н . мм

Момент сопротивления вала в опасном сечении Wо.с.=. d3 о.с./32=0,1d3o.c.

d о.с.= 50 мм – диаметр вала в опасном сечении

-осевой момент сопротивления опасного сечения

4. Проверка вала на статическую и усталостную прочность.

Находим напряжение изгиба для опасного сечения.

;

Определяем напряжения кручения для опасного сечения.

,где WP-полярный момент сопротивления сечения

Определяем расчетное напряжение опасного сечения на растяжение:

Номинальное эквивалентное напряжение в опасном сечении вала

Похожие материалы

Информация о работе