Экспериментальная проверка эффективности применения программы расчета параметров системы, страница 6

t - степень деятельностного единства коллектива.

   Подробно данные социально-психологические характеристики рассматриваются в работе [27]. Подсчитывая число положительных и отрицательных сдвигов характеристик коллективов относительно их значений для 1-го коллектива и сравнивая абсо­лютное значение их разности (Gкр), подтверждаем или отвер­гаем гипотезу Но. Так как неравенство     G < Gкр = 1, то гипотеза Но принимается на уровне значимости a = 0,05 для всех СПХ всех коллективов, представленных в списке.

Фиксация времени подготовки коллективов.

Уровень профессиональной подготовки коллективов оценивался по результатам выполнения учебно-практических задач, уровень сложности которых для всех коллективов на всех этапах их подго­товки поддерживался одинаковым. Степень готовности психологичес­ких компонент сплоченности оценивалась по значениям ее эмоцио­нально-ценностной составляющей. Динамика изменений психологичес­ких компонент СПС отслеживалась путем проведения повторного со­циометрического анализа межличностных отношений анализа мотива­ционных составляющих, а также путем коррекции руководителями со­ответствующих исходных матриц отношений по результатам наблюде­ний за деятельностью и поведением подчиненных.

В целом подготовка коллектива в эксперименте считалась закон­ченной, если интеграция оценки психологического и социального потенциала (ПСП) на уровне его предметно-цен­ностного анализа со степенью mсп ³ 0,9 будет считаться высо­кой. Результаты выполненного анализа для коллективов контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 4.9.

 Статистический анализ достоверности различий временных ха­рактеристик подготовки коллективов. Будем рассматривать  его  в два этапа. На первом необходимо доказать гипотезу Н1, утверждаю­щую, что типичное направление временных сдвигов в подготовке коллективов двух групп не является случайным. На втором этапе определим статистические характеристики временных параметров и оценим величину этого сдвига.

Таблица 4.9
Результаты оценки временных параметров подготовки коллективов контрольной и экспериментальной групп

Контрольная группа

Время професси­ональной подго­товки (Т11(час))

80

82

80

78

86

88

80

Время подготов­ки на уровне предметно-цен­ностного един­ства (Т12(час))

100

120

110

120

120

140

100

Эксперимен­тальная

группа

Время професси­ональной подго­товки (Т21(час))

78

82

82

74

72

88

84

t=

=0,47

Время подготов­ки на уровне предметно-цен­ностного един­ства (Т22(час))

80

90

88

78

78

96

82

t=

=6,48

Примечание. Табличные значения t-критерия равны:

t1-a/2,5 = -2,447 ta/2,5 = 2,447

Статистический анализ достоверности различий временных ха­рактеристик подготовки коллективов. Будем рассматривать  его  в два этапа. На первом необходимо доказать гипотезу Н1, утверждаю­щую, что типичное направление временных сдвигов в подготовке коллективов двух групп не является случайным. На втором этапе определим статистические характеристики временных параметров и оценим величину этого сдвига.

Для доказательства гипотезы Н1 воспользуемся t-критерием вида [5]:

    d21d22

t =                 ,

    

где d1, d2 -  среднеквадратические отклонения выборок времени подготовки коллективов (до  требуемых  уровней  профессиональной подготовки или сплоченности) для контрольной и экспериментальной групп;

r12 = d12/d1d2; d12 = (T11j –T1,1j)(T21j – T2,1j);

;   ;

;   ;

N - число коллективов в группе.

Для проверки нулевой гипотезы на уровне значимости  a=0,05 значение t-критерия сравниваем с табличными: t1-a/2; N-2 и ta/2; N-2. Если выполняется неравенство t1-a/2; N-2 £ t £ ta/2;N-2, то нулевая гипотеза подтверждается. Если t>ta/2 , N-2, то временные характеристики второй группы коллективов меньше первой. Результаты расчетов приведены в табл. 4.10.

Таблица 4.10

Статистический анализ временных характеристик

подготовки воинских коллективов

Коллективы контроль­ной группы

Время профессиональной подготовки

Т11 = 81,7+0,35.7,79=84,43

Время подготовки до задан­ного уровня сплоченности

Т12 = 112,8+0,35.14,3=117,8

Коллективы экспериментальной

группы

Время профессиональной подготовки

Т21 = 80,0+0,35.5,23=81,83

Время подготовки до задан­ного уровня сплоченности

Т22 = 84,6+0,35.5,99=86,70

Как видно, в отношении временных характеристик профессио­нальной подготовки коллективов гипотеза Н1 должна быть отвергнута и принята гипотеза Но. В отношении же временных характеристик формирования психологических компонент ПСП гипотеза Н1 принима­ется.

Для расчета статистических характеристик временных компо­нент примем предположение о нормальном законе их распределений. Это подтверждается результатами исследований [2]. В соответствии с [2] наиболее надежной оценкой временных  параметров является гарантированная продолжительность подготовки и формиро­вания сплоченных учебных коллективов, отвечающая некоторому при­емлемому для практики значению вероятности

         ,