Комплексная характеристика стран Средиземноморья. Характеристика природы и экономики стран Северной Европы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

кристаллизационное ядро польского государства, а также правобережье Нижней Вислы (Торунь — родина Коперника). Имея индустриаль-но-аграрный облик, район выделяется прежде всего развитым сельским хозяйством, основанным на относительно высоком плодородии земель. Крупнейший в районе город, транспортный узел, центр культуры и индустрии — Познань (0,6 млн человек). По численности машиностроителей он занимает второе-третье место в стране (как и Вроцлав). Широко известен ежегодными международными ярмарками. Хотя машиностроение (железнодорожное, дизелестроение) и самая крупная в районе отрасль, более высок удельный вес пищевой и особенно химической индустрии (пластмассы, синтетические волокна, содопродукты).   Развитию   химии,   основные   центры   которой   привисленские   Быдгощ, Торунь   и   Влоцлавек,   благоприятствуют   наличие   мощного   водотока   Нижней   Вислы, соседство  упомянутого выше  Плоцка, добыча поваренной соли {район Иновроцлава -Клодавы) и бурого угля (Конинский бассейн), значительная выработка электроэнергии.

Южный район (Юг) - самый богатый минеральными ресурсами и индустриально наиболее развитый район. Экономический центр тяжести Юга -- Катовишсое воеводство (4 млн жителей), где находится ВерхнесилезскиЙ бассейн. Здесь же сформировалась одноименная, или Катовицкая, городская агломерация (до 3 млн) — самая крупная в стране. В ее составе II больших городов, в том числе воеводский центр Катовице (0,4 млн человек). В бассейне сосредоточено свыше 99% общепольской добычи именного угля, 1/3 выжига кокса, ряд заводов тяжелого машиностроения, сталепрокатных, ТЭС, металлургический комбинат «Катовице». В северном и восточном обрамлении агломерации (Оль-куш, Тарновске-Гуры, Тшебиня) добывают свинцово-цинковые руды.

Группа железнодорожных узлов агломерации — самая мощная в Центрально-Восточной Европе. Часть угля вывозится из бассейна по Гливицкому каналу и шлюзованной Верхней Одре. Три других воеводских центра в регионе: текстильно-машиностроительный город Бельско-Бяла, металлурга-текстильный - - Ченстохова (известен и как центр паломничества католиков) и машиностроительный — Ополе.

Юго-Западный (Нижнесшгезский) район по уровню промышленного развития и густоте транспортной сети уступает в стране только Югу. Природные условия и ресурсы Нижней Силезии разнообразны: на юго-западе — лесистые Судетские горы с межгорными котловинами (здесь много бальнеологических курортов), на северо-западе — крупные лесные массивы на песчаных равнинах (Нижнесилезские боры), на большей части территории -равнины, но с плодородными почвами на лёссовидном субстрате с посевами сахарной свеклы и пшеницы. Богата Нижняя Силезия рудами меди, бурым углем (Богатыньское месторождение), дорожно-строительным камнем (базальт, граниты), магнезитом, каолином.

Разнообразна и отраслевая структура обрабатывающей промышленности. Самые крупные отрасли — машиностроение и текстильная.

В городской сети района резко выделяется расположенный на Одре Вроцлав (0,6 млн человек) - крупный транспортный узел и машиностроительный центр, важный очаг культуры и науки. Город богат архитектурными памятниками (основан в XI в.).

Северный (Приморский) район имеет развитую транспортную сеть, многочисленные курорты вдоль морского побережья, две портово-промышленные городские агломерации: Гданьско-Гдыньская (0,8 млн жителей) близ дельты Вислы и Щецинская (около 0,6 млн) в устье Одры. В них сосредоточено свыше 1/3 жителей и до 3/5 промышленного потенциала района. За их пределами — в основном сельскохозяйственные и лесопромысловые местности. В отличие от остальных районов страны здесь в сельском хозяйстве основную роль играют госхозы. В ходе их приватизации образуются крупные хозяйства (до 100—400 га), частично арендующие землю у государства. Гданьск (свыше 450 тыс. жителей) — крупнейший порт с развитым судостроением и другими «портовыми» отраслями промышленности; с несколькими вузами, театрами и т.д. Известен с X в. По богатству памятников готики -первый город страны. Щецин (400 тыс. жителей) с соседними узкоспециализированными портами Свиноуйсьце (отправление каменного угля, получение железной руды) и Полице (получение фосфатов) — второй в стране портово-промышленный комплекс после Гданьске- Гдыньского. Здесь наряду с судостроением значительна химическая промышленность,

Из шести входящих в район воеводств лишь одно — Олыштынское с частью Сувалькского (находятся в пределах бывшей Восточной Пруссии) — не омывается морем. Но и здесь благодаря крупным озерам немало рекреационных местностей.

Северо-Восточный район — экономически наименее развитый. Единственный значительный промышленный город -- Белосток

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
275 Kb
Скачали:
0