Василий Александрович Сухомлинский «Рождение гражданина». Что происходит с ребенком в отрочестве

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Отрочество – пора глубоких качественных изменений мозга; начинается особенно острое, яркое познание мира сердцем. Изматывается, истощается, чрезмерно возбуждается, а потом и угнетается нервная система подростка тоном приказа, категоричности. Чтобы не возбуждать детей на перемене случайно «проговорились» кто будет отвечать. Значение психической культуры – азбука самопознания и самоутверждения, культура духовной жизни личности (наблюдали, аккумулировали)

Умственное воспитание и образ подростка

Учителя должны иметь общие взгляды и убеждения по важнейшим вопросам воспитания и образования. Урок – первая искра, зажигающая факел любознательности моральных убеждений.

Полноценное умственное воспитание – обучение приходит на фоне богатой интеллектуальной жизни коллектива и личности.

Радость познания дается человеку тогда, когда он познает больше, чем требуется знать. Жизнь требует постоянного обновления знаний. Без жажды знаний невозможна полноценная духовная и трудовая, творческая жизнь. Нужно воспитывать потребность в самообразовании. Мировоззрение – это личное его отношение человека к истинам, фактам, явлениям, правилам, идеям.

Без знаний о человеке, Вселенной образование неполное. Связь обучения с жизнью – единство созидания руками и разумом. Труд в природе – важный источник самовыражения человека, без которого не может быть и речи о формировании мировоззрения. В сфере внимания педагога на уроке должны быть мысли о преподаваемом предмете, ученике. И чем меньше сосредоточен учитель на собственных мыслях об учебном материале, тем эффективнее умственный труд учеников. Информация должна быть четкой, ясной. Учителю нужно знать в 20-30 раз больше, чем будет преподано на уроке, чтобы свободно владеть материалом, выбирать самые существенные факты. Педагогическое мастерство в том, чтобы умело и незаметно для учеников внести изменения в зависимости от обстоятельств. Ни одно понятие, суждение, умозаключение, закон, не должны запоминаться без понимания. К знаниям, приобретенным мимоходом, попутно, приобретенным независимо от уроков, подростки относятся с большим уважением, дорожат ими; то, что добыто собственными усилиями, особенно дорого.

Две воспитательные задачи урока:

1)  дать определенные знания;

2)  пробудить жажду знаний.

«Комната мыслей», в ней находилась «золотая библиотека отрочества». Воспитательная цель достигнута тогда, когда каждый подросток напишет книгу, которая оставит глубокий след в его душе на всю жизнь. Самообразование – 1) умственный труд долга, наедине; 2) комплектование личной библиотеки. Без самостоятельного чтения невозможен сознательный выбор жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы человек выходил из школы не только недоученным, но и равнодушным к знаниям. Самообразование – живые человеческие взаимоотношения.

Становление нравственности. Рождение гражданина.

В годы отрочества открывается мир идей. Процесс нравственного воспитания состоит в передаче от поколения к поколению моральных ценностей человечества.

Источник нравственных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми. Духовная деятельность – творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворяющая благородной целью.

Индивидуальная духовная деятельность – мысль о том, чем живет человек, что его волнует, тревожит. Это размышления и мечты о своей работе, о том, что уже достигнуто и чего нужно достичь.

Познавая тончайшие оттенки человечества, подросток делается очень требовательным к человеку.

«Коллектив» - все, с кем подросток вступает в разнообразные отношения. Коллектив привлекает к себе подростка, когда находит там интересных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0