Корпоративные отношения и их участники: интересы, взаимодействие. Признаки корпорации. Корпоративные отношения, страница 2

3. Сохранение бизнеса

3. Миноритарные  (мелкие) акционеры (от 1 акции): не могут осуществлять контроль принятия ключевых решений; их права на доступ к определенной информации, на участие в управлении специально оговариваются; не могут защищать свои интересы. Интересы:

1. Получение дивидендов (как минимум, выше %ставки в коммерческих банках)

2. ↑ массы чистой прибыли, перераспределяемой в виде дивидендов

3. ↑ транспорентности (прозрачности) компании

4. Продажа своих акций на открытом рынке или возможность такой продажи.

2. Менеджеры

:С одной стороны, менеджеры представляют интересы капитала, их интересы тождественны интересам самой корпорации (их нанимает корпорация на первом уровне анализа) → эффективность их действий оценивается показателями, с помощью которых оценивается эффективность самой корпорации (показатели прибыльности, рентабельности и т.д.).

С другой стороны, интересы менеджеров дифференцируются по структуре собственности (их нанимает совет директоров на втором уровне анализа)

→ эффективность их действий оценивается теми, кто их контролирует.

Наконец, интересы менеджера определяются его неоднозначной природой:

Как наемный работник, получает заработную плату, → заинтересован, прежде всего, в прочности своего положения, продлении своих контрактов на работу в компании, стабильности компании, снижении рисков влияния непредвиденных обстоятельств.

Как руководитель, непосредственно взаимодействуют с большим числом групп (персонал, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти) и  вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.

Как представитель капитала, получает премию → заинтересован в достижении высоких результатов, эффективности корпорации.

При взаимодействии участников корпоративных отношений возникают конфликты интересов (противоречия):

1. По поводу дивидендной политики: направление прибыли на дальнейшее развитие или выплату дивидендов; размер и частота выплат дивидендов.

2. По принятию решений о приоритетах в развитии корпорации. Информационная асимметрия: у кого больше информации, прав на управление, тот и   принимает решения. Проблема заключается в определении статуса информации для различных участников, т.е. структурирование, и раскрытии информации в удобном виде → активизация создания фирм по раскрытия информации: «Интерфакс», «Финмаркет», «РБК» и др., должны быть аккредитованы. Определение направления развития связано с обобщением информации на разных уровнях: собственников, менеджеров, консалтинговых фирм.

3.Развитие функций контроля капитала: контроль внутри собственников через конструкцию управления, контроль собственниками менеджеров (оценка эффективности их работы по критерию стоимости акций на открытом рынке; если не работаем на открытом рынке, возникают дополнительные затраты на создание внутренней службы контроля)

4. Формирование сложных корпоративных структур (в т.ч. финансово-промышленных групп) с учетом интересов всех групп акционеров.    

Собственники и менеджеры – основные участники корпоративных отношений.

Таким образом, протворечия между акц и мен-рами возникают по поводу компетенции и полномочий () необходимо пропи сать регламенты), по пов целей корпорации, должен мен сниж издержки тк представляет интересы собственников, но з/пл снижается у него, с др стор мен – наемный работник и хочет увеличен з/пл.

3. Служащие компании. Не взаимодействуют с собственниками, при взаимодействии с менеджерами зависят от них и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него. Прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, получении стабильной, приемлемой заработной платы. Противоречия возникают с мен-рами по поводу рабочих мест, роста з/пл. Необходим коллективный договор.

4. Кредиторы компании. Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре с корпорацией → прежде всего, заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Как правило, не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками..

5. Партнеры корпорации – субъекты внешней среды, связанные с корпорацией различного рода деловыми отношениями. Для них интерес представляетстабильность развития корпорации, выгодных условиях сотрудничества. В ряде случаев партнер м.б. акционером корпорации и наоборот →  интерес в увеличении стоимости компании друг у друга.

6. Органы власти. Заинтересованы в устойчивости корпорации, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы, и имеют возможность влиять на ее деятельность.

Как мы видим, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании.