Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 90

Отклонение замеренной толщины покрытия от проектной допускается в большую сторону не более чем на 15 % и в меньшую — не более чем на 5 %.

Толщину стеклопластика, нанесенного на деревянные конструкции, контролируют по количеству слоев стеклоткани.

При выявлении внутренних дефектов (расслоений, непроклеев и т. д.) выбираются контролируемые участки из расчета не менее 0,5 м2 контролируемой площади на каждые 5,0 м2 оклеенной поверхности.

Контроль качества оклейки производится с помощью акустических импедансных дефектоскопов, которые позволяют определять дефекты (непроклеи) диаметром 5 мм и более при толщине стеклопластика, наклеенного на металлический и деревянный корпус судна, не более 5 мм. Результаты контроля качества оклейки стеклопластиком корпуса судна отображаются в соответствующих дефектограммах контроля.

При обнаружении расслоений в покрытии или непроклеев между покрытием и корпусом, более допускаемых, покрытие на де190

дефектном  участке  удаляют,  место  под  ним  зачищают  и  наносят покрытие заново.

Проверку прочности сцепления стеклопластика с древесиной производят на образцах-свидетелях методом отрыва и сдвига.

§ 10.7. Ремонт защитного покрытия из стеклопластика

Повреждения защитного покрытия из стеклопластика, возникшие в результате механических или каких-либо других воздействий, устраняются в процессе эксплуатации силами команды судна или при ремонте в заводских условиях. Ремонт покрытия в надводной части корпуса может производиться на плаву, а в подводной части корпуса — при подъеме вагона на стенку или доко-, вании.

Для ремонта защитного слоя стеклопластика применяют в качестве связующих эпоксидный компаунд К-П5 или ненасыщенную полиэфирную смолу ПН-609-21М, в качестве армирующего материала стеклоткань типа СЭ-0-1.

Все ремонтные работы, связанные с использованием полиэфирной смолы и эпоксидного компаунда К-Н5, следует производить при температуре воздуха 16—22 °С и относительной влажности воздуха не более 65 %.

Небольшие повреждения стеклопластикового покрытия (площадью 1—2 м2) могут быть устранены силами команды судна, причем в качестве связующего при этом рекомендуется применять эпоксидный компаунд К.-И5. Большие или многочисленные повреждения стеклопластика устраняют в заводских условиях с привлечением квалифицированных рабочих и использованием камер искусственного микроклимата или других устройств (кессонов, шатров), создающих необходимые условия для отверждения стеклопластика. Камеры микроклимата или устройства должны быть обеспечены отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, электрическим освещением, сжатым воздухом.

Если при устранении небольших повреждений не могут быть обеспечены оптимальные температурно-влажностные режимы, ремонтировать защитное покрытие можно в условиях пониженных температур (0—15 °С) и повышенной относительной влажности (до 90 %). В этом случае в качестве связующего используют ненасыщенную полиэфирную смолу ПН-609-21М.

Ремонт покрытия разрешается осуществлять либо на открытых рабочих площадках при условии, что они защищены от воздействия атмосферных осадков, либо в закрытом помещении. При ремонте защитного покрытия необходимо обеспечить безопасные условия труда и пожарную безопасность. Перед ремонтом поверхность корпуса на расстоянии 200—300 мм вокруг поврежденного района, подлежащего ремонту, очищают от грязи, горюче-смазочных материалов и краски механическим путем (пневмомашинками, скребками, шкуркой и др.). Куски поврежденного и отслоившегося стеклопластика, а также отделившиеся слои стеклоткани удаляются.

Древесину обшивки (при повреждении стеклопластика до древесины) и поверхность стеклопластика на расстоянии 200—300 мм вокруг зачищенного участка просушивают до влажности не более 14—16 %. Перед началом сушки древесины, чтобы ликвидировать фильтрацию воды изнутри корпуса, необходимо удалить скопление воды в трюмах, устранить течь. Летом сушку древесины лучше всего производить в естественных условиях, а в остальные времена года — сухим теплым воздухом с температурой 40— 60 °С. Для ускорения процесса сушки можно применить подогрев древесины с помощью ламп накаливания, рефлекторов, калориферов и т. п., не допуская растрескивания древесины. Влажность древесины необходимо контролировать приборами, например электровлагомером ЭВА-6-100.

После сушки поверхность древесины и стеклопластика вокруг поврежденного участка зачищают с плавным переходом от стеклопластикового покрытия к корпусу. Образовавшуюся при этом пыль удаляют пылесосом и протирают поверхности чистой ветошью или мягкой волосяной щеткой.

Выбоины в древесине обшивки и головках металлического крепежа (после обезжиривания) зашпаклевывают эпоксидной шпаклевочной массой.

Подготовленную поверхность во избежание загрязнений и увлажнения укрывают брезентом, синтетической пленкой и т. п.

При подготовке поверхности металлических выступающих частей, поверхность вокруг участка, подлежащего ремонту, очищают от грязи и краски, поврежденный стеклопластик удаляют, а стеклопластик вокруг ремонтируемого участка просушивают до влажности не выше 14 %. Металлическую поверхность деталей, подлежащую оклейке, зачищают до металлического блеска, обезжиривают бензином, а неровности, выбоины и другие дефекты зашпаклевывают эпоксидной  шпаклевочной массой. После отверждения шпаклевки зашпатлеванные участки зачищают, образовавшуюся пыль удаляют и подготовленную поверхность укрывают брезентом.

Стеклоткань раскраивают в соответствии с размерами и формой ремонтируемого участка с небольшим припуском, который обрезается по месту.

Перед укладкой первого слоя стеклоткани на поверхность металлических выступающих частей следует наносить только один слой связующего.