Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 80

Заключительным этапом приемки являются физико-механические испытания образцов-свидетелей или образцов, вырезанных из конструкций.

Проверочные работы при сборке пластмассового корпуса судна из отдельных секций практически мало чем отличаются от обычных судостроительных проверочных работ.

Прежде всего проверяют сборочный стенд по базовым линиям (ДП, основной и мидель шпангоуту) и наносят контрольные линии. Допуск на точность нанесения контрольных линий равен ±2 мм, а на длину сборочного стенда от мидель шпангоута ±10 мм.

Установку днищевых секций проверяют на расстояние от базовых линий. Допускаемое отклонение рисок на секции от рисок на стенде ±2 мм.

Разностенность  кромок  обшивки   (несовпадение  по  толщине)

при  ее толщине до 8  мм  должна   быть не более 0.25 толщины, а при толщине более 8 мм не должна превышать 0,2 толщины.

:     Несовпадение торцов набора стыкуемых секций должно быть не

*    более 5 мм. Допускаемое отклонение шпации в районе стыка секций ± 10 мм.

: При установке и при формовке поперечных переборок точность совпадения нижней кромки с теоретическими линиями шпангоута

•     должна быть в пределах ±4 мм, а допуск на совмещение линий ДП равен ±2 мм. Отклонение контрольных линий от основной должно быть не больше ±3 мм.

Отклонения при установке бортовых секций (точность совмещения теоретических линий средних шпангоутов, нанесенных на наружной обшивке бортовой и днищевой секций) не должны превышать ±5 мм. Местные зазоры между бортовыми секциями и поперечными переборками должны быть не более 5 мм. Допускаемые смещения бортовых секций по высоте относительно горизонтальных контрольных линий на переборках ±2 мм.

Положение палубных секций проверяют: на горизонтальность {отклонение не более 1,5 мм на 1 пог. м), по длине (допускаемое смещение ±2 мм по теоретическим линиям средних шпангоутов), по полуширотам (совмещением контрольных линий ДП на настиле палубы и вертикальном киле) и по высоте относительно основной.

Главные измерения готового корпуса судна из стеклопластика определяют обычными методами. Для судов длиной 24— 45 м можно допустить следующие отклонения: по длине ±30 мм; по ширине ±20 мм; по высоте ±15 мм; обводов корпуса от пазовых ординат ±10 мм.

§ 7.11. Испытания на непроницаемость и герметичность

Корпус судна, его отсеки и конструкции должны быть испытаны на непроницаемость и герметичность. Под непроницаемостью подразумевается способность корпусных конструкций, их соединений, дельных вещей, устройств и оборудования, включенного в состав корпуса и нарушающего его целостность, не пропускать воду и жидкие нефтепродукты. Под герметичностью понимается способность корпусных конструкций и их соединений, дельных вещей, устройств и оборудования не пропускать любые газообразные вещества.

При постройке пластмассового судна, так же как и при постройке металлического или деревянного, требование непроницаемости предъявляется к наружной обшивке, настилу второго дна, главным продольным и поперечным переборкам, палубам и платформам, днищевым и бортовым цистернам-отсекам и к ряду отсеков, служебных и бытовых помещений и всем соединениям секций в этих конструкциях.

Испытания непроницаемости судов проводят в соответствии с требованиями Регистра СССР и государственных стандартов, а также технической документации, выпускаемой конструкторским бюро, которые регламентируют порядок, очередность испытания отсеков и величину напора и давления.

Испытания на непроницаемость пластмассовых судов секционной постройки проходят в два этапа: основной и контрольный. Основные испытания проводят на стапельном месте с целью проверки непроницаемости отсеков и помещений корпуса после окончания в них всех корпусных и других работ, которые могут повлечь за собой нарушение непроницаемости корпусных конструкций. Контрольные испытания проводят надувом сжатым воздухом с целью окончательного контроля непроницаемости после полного завершения всех монтажных работ в ранее испытанных отсеках.

В процессе испытаний на непроницаемость ведут специальный журнал, в котором записывают наименования или номера испытываемых отсеков, их объем, давление, температуру воздуха, продолжительность и результаты испытаний.

Испытания на непроницаемость осуществляют следующими методами: люминесцентного контроля; обдува воздухом; налива воды; надува сжатым воздухом.

Метод люминесцентного контроля предназначен для предварительного контроля и состоит в следующем. Все узлы прохода балок и соединения, уплотненные пастой, смачивают 2 раза с интервалом в 1 м с одной стороны люминесцентной жидкостью ЛЖ-Ю. Выбор смачиваемой стороны конструкции производят с тем расчетом, чтобы люминесцентная жидкость по возможности стекала в сторону уплотненных участков и узлов соединений. Противоположную сторону узлов и соединений осматривают через промежуток времени от 60 до 90 мин в лучах источника ультрафиолетового света — прибора КД-31Л или любого другого аналогичного источника с питанием от сети напряжением не выше 36 В. При этом одновременно с обратной стороны соединение подсвечивают переменным источником монохроматического света — переносной лампой, питающейся от сети напряжением не •свыше 36 В, с зеленым светофильтром марок ЗС8, СЗС8 или СЗС22. Допускается, как исключение, замена светофильтра белым матовым стеклом. Капиллярные дефекты в узлах и соединениях обнаруживают в лучах ультрафиолетовой лампы по яркому желто-зеленому свечению люминесцентной жидкости, которая просачивается через невидимые глазом зазоры, трещины, поры. Для лучшей видимости свечения контролируемые места слегка прикрывает от прямого солнечного и электрического света. Внутренние или поверхностные раковины, а также сверхкапиллярные каналы распознают по изменению яркости пропущенного светового потока при просвечивании соединения источником монохроматического света. Соединение считается непроницаемым, если на поверхности не появляются световые точки люминесцентной жидкости диаметром более 1 мм, а яркость светового потока распределяется равномерно по всей контролируемой поверхности.