Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 66

Механическая обработка набора заключается в обрезке припусков, удалении потеков смолы, заусенцев и т. п. и производится вручную пневматическим инструментом или на станках.

120

Различные корпусные детали (кницы, бракеты и т. п.) формуют и обрабатывают аналогично набору на формах, воспроизводящих их конфигурацию и размер.

Приформовка набора к полотнищам. После очистки пылесосами секций или полотнищ, уложенных на постелях, где производилось их формование, выполняют предварительную разметку мест установки набора. Снимают дополнительно нанесенный в местах приформовки набора слой стеклоткани. В случае его отсутствия зачищают в этом районе ручными пневматическими машинками поверхность полотнища до первого слоя стеклоткани. После этого на секции или полотнище размечают обычными приемами сетку для установки набора по данным с плаза и наносят все базовые линии. Подготавливают оборудование и оснастку для фиксации набора (деревянные бруски, гребенки, клинья,, струбцины).

Существуют два способа крепления набора при сборке секции: посредством струбцин и сборочных приспособлений, накладок и угольников; при помощи деревянных брусков, приформованных к обшивке.

При использовании струбцин и сборочных приспособлений после установки и проверки положения деталей набора в промежутках между ними устанавливают сборочные угольники (более подробно об этом см. в § 6.3).

При применении деревянных брусков по малкам с плаза вдоль линии разметки продольных ребер жесткости устанавливают на расстоянии 700—1000 мм друг от друга бруски, предварительно покрыв их поверхность связующим. Бруски выдерживают под. давлением в течение суток, после чего по разметке вдоль фиксирующих брусков размещают ребра жесткости (продольный набор) и прикрепляют их струбцинами к брускам. Все ребра жесткости скрепляют гребенками и клиньями. После этого приформовывают с одной (свободной) стороны ребра жесткости к полотнищу. Так же как для продольного набора, устанавливают бруски для флоров. После выдержки брусков под давлением в течение суток снимают гребенки, убирают струбцины и сбивают бруски ребер жесткости. Зачищают стеклопластик вдоль продольных ребер жесткости со стороны убранных брусков и производят там приформовку. Размещают по разметке флоры, прикрепляют их к брускам и приформовывают с одной (свободной) стороны. По малкам с плаза таким же образом устанавливают фиксирующие бруски для вертикального киля и стрингеров и выдерживают в течение суток. Снимают крепления флоров к брускам, сбивают бруски и приформовывают флоры с другой стороны. Далее устанавливают и приформовывают вертикальный киль и стрингеры с одной стороны. После выдержки в течение суток сбивают бруски и приформовывают киль и стрингеры с другой стороны секции или полотнища.

Затем приформовывают кницы и бракеты, балки фундаментов, подкрепления под пиллерсы и др.

121

После зачистки секции от потеков и наплывов связующего их выдерживают в постели при температуре 18—20 °С в течение 15 сут.

Секции борта, палуб и другие плоскостные секции формуют и изготовляют аналогичным способом. Полуобъемные секции корпуса формуют и изготовляют в матрицах или на пуансонах так же, как корпуса мелких судов.

§ 6.2. Технология сборки корпуса из секций

Секции корпусных конструкций из стеклопластика в период полимеризации необходимо хранить в условиях, не допускающих' возможности возникновения деформаций от собственного веса или каких-либо внешних причин.

Подготовку секций к сборке можно начинать не ранее чем через 15 сут после окончания всех работ по приформовке на секцию деталей крепления. Подготовка заключается в нанесении базовых и контрольных линий, зачистке кромок по пазам и стыкам до армирующего слоя стеклоткани и контуровке (обрезке) секции по шаблонам и рейкам.

Крупногабаритные секции при транспортировке на сборку, а также в процессе сборки корпуса судна необходимо раскрепить временными подкреплениями, обеспечивающими жесткость секций и гарантию их полной сохранности от повреждений. Не допускается соприкосновение тросов и строп со стеклопластиком и установка захватов и гаков без подкладки деревянных или других прокладок. Размещение захватов и гаков производят в соответствии с требованиями чертежа, выпускаемого для транспортировки секций. При транспортировке и сборке необходимо также обеспечить сохранность всех деталей крепления и насыщения, установленных на секциях. Не допускается транспортировка секций волоком или на катках.

Монтажные кромки приформовываемых или склеиваемых корпусных конструкций должны иметь защитный слой стеклоткани, снимаемый перед приформовкой, или должны быть тщательно обработаны и зачищены. Ширина зачистки под приформовку или приклейку устанавливается на 30—50 мм больше ширины соединительного элемента.

Размечать корпусные конструкции следует мягкими канцелярскими карандашами или мелом. Заостренными металлическими инструментами разметку производить не разрешается.

Конструкции из стеклопластиков приобретают стабильность физико-механических свойств через 15 сут при хранении в нормальных условиях. Приформовочные работы можно производить на второй-третий день после изготовления конструкций. В каждом конкретном случае проведение работ с изготовленными корпусными конструкциями определяется технологическим процессом или технологической службой.

Ш

Детали конструкций корпуса (набор, переборки, кницы, детали крепления насыщения и дельные веши) должны поступать на сборку обработанными и в установленных размерах. В тех случаях когда изготовление секций в чистый размер невозможно, по кромкам монтажных стыков и пазов секций и блоков назначают технологические припуски. Припуски по монтажным кромкам секций рекомендуются делать в пределах 20—40 мм. В каждом конкретном случае их величину выбирают в зависимости от размерений вагона согласно технологическому процессу с учетом производственного опыта верфи по контуровке секций и обрезке припусков. При этом исходят из следующих положений: