Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления. Административная школа управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекции 1,2

Введение. Эволюция управленческой мысли от рабовладельческого строя до середины 19 века.  Возникновение системного управления в конце 19 века. Различные подходы к теории и практике управления: с позиций выделения различных школ в менеджменте (школа научного менеджмента, классическая школа, прочие школы начала и середины 20 века, современные направления менеджмента), ситуационный, системный, процессный подходы. Основные понятия менеджмента, функции менеджмента, уровни менеджмента.

Управленческая практика выделилась в особый вид деятельности еще с древних времен. Так, археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности. Эти организации имели определенную структуру, в которой определялись уровни управления:  существовали короли, генералы, а также управляющие, надсмотрщики, губернаторы территорий и прочие.

Сделать небольшой экскурс в историю древнего мира, феодальных отношений, в историю зарождения и  становления капитализма.        

Мы видим, что почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних. Однако, несмотря на то, что организации существуют практически столько же, сколько существует мир, никто не задумывался, как управлять ими системно.

Первые попытки систематизации основ управления были предприняты английским ученым Р. Оуэном в начале 19 века. Он впервые разработал систему оценки результатов труда и путем дополнительных выплат рабочим стимулировал лучшую работу. Эти реформы явились прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя, поскольку до Р. Оуэна основными средствами побуждения к труду были принуждение и страх наказания.  Однако, последователей у Оуэна не нашлось еще в течение почти целого столетия.

Отправной точкой современного менеджмента считают 1866 год. В этом году бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые говорилось о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.

Эволюция управленческой мысли

Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований - относительно нова. Учение было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. До конца 19 века людей больше интересовало, как, используя организации зарабатывать максимально возможное количество денег, приобрести большую политическую власть, но, отнюдь не то, как управлять ими (людьми). Даже проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией  не вызывало особого интереса к способам  и средствам управления. Основной  силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии.

В первом десятилетии ХХ века Фредерик Тейлор и его единомышленники  фактически уже сформировали основные принципы управления, но их методы еще применялись лишь на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к такого рода новшествам. И не удивительно, они видели в этом посягательство на святая святых своего символа веры – посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится». Однако жизнь брала свое.

Возникновение крупных фабрик, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате отбирались лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах (иными словами, выполнять функции менеджеров). Само по себе развитие капиталистического производства,  приводило

Похожие материалы

Информация о работе