Расчёт и проектирование вагонных депо: Учебное пособие, страница 3

-  вагоны не приписаны к конкретным депо;

- предприятия вагонного хозяйства занимаются техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а вопросами погрузки, выгрузки и передвижения занимаются другие службы, заинтересованныев интенсивном использовании вагонов;

- погрузку и выгрузку вагонов производят, в основном, клиенты железнодорожного транспорта - промышленные предприятия, заинтересованные в интенсивном использовании вагонов и сокращении затратна грузовые операции, часто с повреждением вагонов;

- промышленные предприятия имеют парк собственных вагонов для курсирования по путям МПС.

В таких условиях допускают массовые повреждения вагонов при погрузке, выгрузке, маневровых работах, поэтому в вагонном хозяйстве существует система контроля за обеспечением сохранности вагонного парка. В вагонных депо имеются должности инспекторов по сохранности вагонного парка, а на дорогах - старшие ревизоры ЦВ МПС. Инспекторы имеют право применять штрафные санкции, а материальная ответственность за повреждения вагонов на подъездных путях при погрузке и выгрузке средствами грузоотправителя или грузополучателя регламентирована Уставом железных дорог РФ и Постановлениями правительства. Для обеспечения более полного контроля за сохранностью вагонного парка используют пункты технической передачи вагонов, на которых работники железных дорог и предприятий осуществляют совместную проверку состояния вагонов.

Основную роль в обеспечении сохранности вагонного парка играют ГОСТ 22235-76 «Вагоны магистральных железных дорог колеи 1520 мм», «Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочных, разгрузочных и маневровых работ».

В этом стандарте приведены общие требования к эксплуатации вагонов, в частности грузоотправителям запрещено изменять конструкцию вагонов; характеристики грузов должны соответствовать установленным требованиям; расширены правила крепления грузов; приведены требования к конструкции и использованию устройств механизации грузовых операций.

Основным недостатком сложившейся системы технического обслуживания и ремонта вагонов является то, что грузовые вагоны МПС не являются собственностью вагонных депо. Вследствие этого руководители линейных предприятий вагонного хозяйства мало заинтересованы в улучшении технического состояния вагонов, т.к. затраты на ремонт вагонов несут конкретные предприятия, а эффект получает транспорт в целом. Модернизация вагонов осуществляется по планам МПС с централизованным покрытием расходов.

1.3 Перспективы развития вагонного хозяйства и направления реорганизации

Начиная с 1991 г. на железных дорогах происходят существенные изменения структуры. Парк вагонов разделен между странами СНГ и, в тоже время, находится в общем пользовании этих стран, что создало ряд проблем, которые окончательно не решены. В условиях интенсивных грузовых перевозок между странами СНГ, с учетом хозяйственной интеграции этих стран, может быть использован опыт развитых стран, например, стран общего рынка Европы. Дирекции дорог восьми стран общего рынка организовали монополистическое объединение временного характера с установленными правилами распределения общих расходов и прибыли. Не касаясь тарифов и организации движения поездов на дорогах этих стран, организации технического обслуживания и ремонта вагонов, можно сформулировать принципы использования вагонного парка:

1) вагоны приписаны к дорогам конкретных государств, т.е. являются собственностью этих дорог, представляют их инвентарный парк и входят в состав основных фондов;

2) вагонный парк всех дорог используется как общий, т.е. можногрузить любые вагоны где угодно и в любой адрес в границах этих дорог;

3) дорогам каждой страны - участницы установлена среднесуточная норма вагонного парка - среднесуточный наличный парк;

4) непрерывно учитывается передача вагонов по стыковым станциям между странами - участницами и наличный парк вагонов на дорогах каждой страны;

5) за излишний среднесуточный парк на дорогах какой-либо страны дирекция этих дорог платит арендную плату дирекции пула. Если парк на дорогах страны меньше нормы, то эти дороги получают от дирекции пула компенсационную плату;

6) плановый ремонт вагонов выполняют дороги - собственницы вагонов и при необходимости такого ремонта вагоны отправляют на дороги - собственницы;

7) техническое обслуживание вагонов производят те дороги, на которых в момент обслуживания находятся вагоны.

Такая система побуждает дороги содержать минимальный парк, т.е. быстрее производить погрузку, выгрузку и передвижение вагонов. Естественно, что дороги заинтересованы  в обеспечении сохранности и исправности технического состояния вагонов, т.к. техническое обслуживание и текущий ремонт наличного парка выполняют дороги, на которых находятся вагоны.

При организации аналогичной системы на дорогах СНГ в качестве координирующего органа должна быть общая дирекция с использованием информационно-технической базы. Необходимо надёжное информационно - техническое обеспечение и коммуникационная сеть, объединяющая стыковые станции на границах стран и министерства путей сообщения этих стран.

Такая система - ДИСПАРК реализуется на базе дорожных вычислительных центров (ДВЦ), связанных со стыковыми пунктами и с главным вычислительным центром (ГВЦ) МПС.

Все вагоны, в том числе вагоны, являющиеся собственностью предприятий, организаций и физических лиц, подлежат регистрации в информационно - технологическом центре (ИТЦ) ГВЦ МПС РФ. Номера вагонов включены в автоматизированную базу данных (АБД) ИВЦ МПС РФ.

Разработаны технологии учёта с использованием ПЭВМ – ведение книг учёта отремонтированных вагонов по ф. ВУ – 31, дорожного учёта ремонта колёсных пар, учёта ремонта рефрижераторных секций и т. д.

Использование автоматизированных систем контроля технического состояния вагонов существенно меняет технологию их технического обслуживания.

Правила эксплуатации грузовых вагонов на дорогах СНГ разработаны в виде Соглашения по совместному использованию парка грузовых вагонов и контейнеров. Рабочим органом является Дирекция Совета по железнодорожному транспорту СНГ (ЦСЖТ).