Расчёт и проектирование вагонных депо: Учебное пособие, страница 19

4.2 Требования к размещению производственных участков и отделений депо

Основными условиями размещения производственных участков и отделений в главном корпусе являются технологические требования и оптимизация транспортной схемы между участками Исходя из этого сложились следующие основные требования к планировке:

·  вагоносборочный участок  должен быть выполнен по схеме сквозного типа;

·  при поточной организации работы вагоносборочного участка тележечный участок должен находиться вблизи позиций выкатки и подкатки тележек, а при стационарной - следует предусмотреть прокатку тележек под поднятыми кузовами до поперечного пути транспортировки тележек втележечный участок;

·  помещения участков: тележечного, колесного и роликовых подшипников, должны составлять единый комплекс помещений, связанных рельсовыми путями для технологических потоков тележек и колесных пар;

·  ряд отделений должен размещаться в изолированных помещениях:

·  монтажное и ремонтно-комплектовочное роликовых участков;

·  аккумуляторное и пропиточное участков ремонта электрооборудования:

·  отделения ремонтно-комплектовочного участка, в которыхпроизводится термическая обработка деталей и сварка (кузнечнопрессовое, ремонта крышек люков, ремонта автосцепки, сварочное) работаютодной группой:

·  в пассажирских депо должно быть малярное отделение вагоносборочного участка, которое размещают, как правило, в отдельном здании;

·  подготовку вагонов к ремонту целесообразно размещать в отдельном здании.

Вагоносборочные участки проектируют, в основном, на два или три ремонтных пути, что позволяет обеспечить годовую программу деповского ремонта грузовых вагонов от 6 до 12 тыс. и пассажирских-от 0,8 до 1,2 тыс.


4.3 Требования к архитектурно - строительной части, санитарно-технические, экологические и противопожарные

Производственные здания вагонных депо выполняют одноэтажными, прямоугольными, каркасного типа. Железобетонный каркас (колоны балки и фермы) воспринимает нагрузки, а стены являются ограждениями. Шаг колонн (расстояние между осями колонн) принимают 6 или 12 м. Ширину пролета принимают на два пути 18 м, на три - 24 м Для размещения подкрановых путей используют железобетонные колонны скронштейнами.

Наружные стены имеют толщину 200—300мм, а в северных районах - до 500 мм.

Внутренние перегородки могут быть ограждающими (на всю высоту помещения) или огораживающими ( высотой 2,5-3 м).

Несущие перекрытия выполняют из железобетонных балок и ферм. В перекрытиях большой ширины могут быть использованы световые фонари для улучшения естественного освещения и аэрации.

При высоте стен до 10 м ширина оконных проемов должна быть до 4,5 м, высота - до 6 м. Расстояние от пола до низа оконного проема - 1,2 м. Размеры ворот в свету для ввода подвижного состава - 4,8х5,6м. Целесообразно применять подъемные ворота с механическим приводом. Размеры ворот для безрельсового транспорта: высота не менее 2,4 м и должна превышать габариты транспорта: по высоте на 0,2 м, по ширине на 0,6 м. Двери в производственных помещениях для транспортировки деталей и материалов могут быть шириной 1,5 и 2 м, высотой - не менее 2,4 м.

Полы в вагоносборочных, тележечных и колесно-роликовых участках выполняют бетонными или из мозаичных плит.

Санитарно - технические, экологические и противопожарные требования

Вагонные депо являются источниками загрязнения окружающей среды (газ, дым, пыль, запах, шум и т.д.). Поэтому их отделяют от жилых застроек санитарно - защитной зоной. По характеру загрязнений предприятия делят на пять классов. Вагонные депо относят к пятому классу, который требует минимального разрыва от жилищной застройки - 50 м.

Системы внутренней канализации должны обеспечивать отвод бытовых сточных вод в общую (районную) сеть канализации. Производственные сточные воды должны проходить через специальные очистные устройства.

В процессе обмывки вагонов и их узлов (тележек, колесных пар, букс) в моечных устройствах смывается большое количество загрязнений: частиц грунта и путевого балласта, старой краски и нефтепродуктов. Кроме того, в моечных установках в воду добавляют растворители: каустическую соду (едкий натр), кальцинированную соду, щавелевую кислоту, поверхностно - активные вещества.

Хорошие результаты но очистке воды, после обмывки вагонов и ихузлов, получают при замкнутой системе использования поды. В этом случае применяют отстойники ( может быть использован котел цистерны, поставленный торцом вверх) Использованная при обмывке узлов вагонов вода направляется в отстойник и после отстоя используется снова. Добавка свежей воды составляет 10—15%  за цикл Отстоявшийся ил периодически удаляют - и вывозят в автомобилях самосвалах к местам захоронения. При наличии в воде большого количества нефтепродуктов используют систему очистки, включающую нефтеловушки флотационные и коагуляционные установки для выделения растворенныхили взвешенных загрязнений в осадок или в виде пены.

При проектировании депо предусматривают противопожарные требования в соответствии с действующими нормами. Здания и сооружения депо относят к зданиям пятой степени огнестойкости, у которых все части здания, кроме брандмауэров, могут быть сгораемыми. Каждая степень огнестойкости здания обусловлена категорией производства по взрывопожарной безопасности, разделяемой на шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е.

К категории А относят малярные и краскозаготовительные отделения, аккумуляторные и пропиточные отделения, гараж электрокар и электропогрузчиков. К категории Б - склад легковоспламеняющихся жидкостей и лакокрасочных материалов, участок ремонта цистерн. К категории В деревообрабатывающие отделения, Г - кузнечно-прессовое и сварочное отделения; Д - сборочный, тележечный, колесно-роликовый участки, слесарно-механическое, инструментально - раздаточное; склад запасных частей и металлов. Малярные отделения, находящиеся в главном корпусе должны быть отделены от вагоносборочного участка тамбур-шлюзами. Подразделения с производством категорий А, Б, В, размещаемые в помещениях зданий 1 и 2 степени огнестойкости, отделяют от других помещений несгораемыми перегородками с пределом огнестойкости 0,75ч. Во всех производственных помещениях должны быть эвакуационные выходы наружу.