Разработка технологических процессов окрашивания кузовов вагонов, страница 12

12.12.  Нанесение покрывного слоя лакокрасочного материала должно производится на сухой зашлифованный, хорошо промытый и протертый от шлифовочной пыли предыдущий слой покрытия. Толщина покрывного слоя эмали должна быть не менее 40-50 мкм, а лака - не менее 20-25 мкм.

12.13.  Покрытие на наружной поверхности кузова вагона должно быть однородным, гладким и сплошным, без потеков, разнооттеночности, без трещин, проколов и сморщивания, а класс отделки лакокрасочных покрытий должен соответствовать по ГОСТ 9.032:

-  боковые стены - IV классу;

-  торцевые стены - V классу;

-  средняя часть крыши - VTI классу;

-  свесы крыши - V классу.

12.14.  Послойная толщина лакокрасочных покрытий должна контролироваться с помощью измерительных приборов, указанных в Приложении 5.


13.  Требования безопасности

13.1.  При разработке технологических процессов окрашивания, а также в процессе окрашивания должны строго соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.3.005, требования по определению категорий помещений и зданий по взрыво-и пожароопасности, а также требования техники безопасности, пожарной и производственной санитарии, установленные "Межотраслевыми правилами охраны труда при окрасочных работах" -ПОТ Р М-017-2001 и "Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию" № 1042-73, Минздрав СССР.

13.2.  Все работы, связанные с окрашиванием методом пневматического, безвоздушного и комбинированного распыления, должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.3.005 и "Санитарными правилами для окрасочных работ с применением ручных распылителей" № 991-72.

13.3.  К работе по подготовке поверхности и окрасочным работам допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр в соответствии с приказом № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотрах работников и медицинский регламент допуска профессии", вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, проверку знаний и стажировку.

13.4.  Все работы, связанные с подготовкой, применением и испытанием лакокрасочных материалов, должны проводиться в помещениях, снабженных местной и общей приточно-вытяжной вентиляцией по ГОСТ 12.4.121, обеспечивающей чистоту воздуха рабочей зоны производственных помещений, содержание вредных веществ в котором не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК). Состояние воздуха рабочей зоны производственных помещений должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005 и ГН 2.2.5.686-98. Приточный воздух следует подавать в рабочую зону помещений со скоростью 0,3-05 м/с. Рециркуляция запрещена.

13.5.  ПДК летучих веществ от растворителей в воздухе рабочей зоны не должна превышать: ксилола - 50 мг/м3, бутилацетата – 200 мг/м3.

13.6.  Дробеструйная очистка должна выполняться в специальной пылезащитной одежде (плотный комбинезон, шлем-маска, рукавицы), обеспечивающей защиту органов дыхания, глаз и кожи от пыли и разлетающихся частиц дроби.

13.7.  Вентиляторы вытяжных систем могут быть изготовлены в обычном исполнении с выбросом воздуха за пределы помещения.

13.8.  Все работающие с лакокрасочными материалами должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью, средствами защиты рук по ГОСТ 12.4.103 (при приготовлении материалов — комбинезон, фартук брезентовый, резиновые перчатки, при нанесении пневмораспылением — средствами защиты органов зрения — очками типа ЗП по ГОСТ 12.4.013 , органов дыхания по ГОСТ 12.4.034), а также по другим ГОСТам на конкретные средства защиты. Руки следует защищать резиновыми перчатками, надетыми поверх хлопчатобумажных. Все работающие с лакокрасочными материалами должны регулярно проходить профессиональные медицинские осмотры в установленном порядке.

13.9.  Для тушения пожара в случае загорания при производстве и работе с материалами необходимо применять огнетушители пенные или утлекислотные или другие средства пожаротушения по ГОСТ 12.3.002 и ГОСТ 12.4.009 (песок, кошма, пена химическая и воздухомеханическая).

13.10.  Применение всех лакокрасочных материалов должно быть согласовано с органами здравоохранения.

13.11.  На всех рабочих местах должно быть соответствующее освещение, выполненное на базе галогеновых лам и обеспечивающее необходимую освещенность всей поверхности окрашиваемого вагона (не менее 75 вт/м2).


14.  Охрана окружающей среды

14.1.  При проведении окрасочных работ должны осуществляться мероприятия по улавливанию и обезвреживанию выбросов пыли, окрасочного аэрозоля и паров летучих растворителей, образующихся при дробеструйной очистке, обдувке и пневматическом распылении лакокрасочных материалов. В виде аэрозоля может теряться до 30% краски и до 25% растворителя, а средняя концентрация аэрозоля в рабочей зоне достигает 1 г/м3, паров растворителя - 10 г/м3'

14.2.  Для улавливания вредных выбросов окрасочный участок должен быть оборудован эффективной системой приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей очистку подаваемого воздуха, необходимый воздухообмен и режим движения воздуха в рабочих помещениях, отсос и улавливание образующихся пыли, окрасочных аэрозолей в рассредоточенном выбросе отводимого в атмосферу воздуха.

14.3.  Примечание. Очистка выбрасываемого воздуха от паров растворителей обычно не требуется. При большом объеме окрасочных работ по особому требованию для обезвреживания таких выбросов может быть предусмотрена установка микробиологического разложения летучих веществ "Биофильтр" или адсорбер с активированным углем.

14.4.  Камеры для дробеструйной очистки и окрашивания должны иметь самостоятельные системы вентиляции.