Наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека. Методы психологии: Б.Г. Ананьев, страница 2

Основные направления псих-ии личности:

- психоанализ – изучение б5ессознательного, влечениями чел. (инстинкт жизни, смерти)

- бихевиоризм (поведенческ. психолог) изучение конкретных действий человека, поведения

- гуманизм – развитие личности, для свобод. Воспитание

- когнитивная псих-я познавательные процессы (как работает память)

Гештальт псих-я – изучает особенности восприятия формирования образов. Чел-ка

Психология познавательных процессов

1.  Ощущение и восприятие

2.  Память

3.  Мышление и речь

Ощущение – простейшая форма отражения реальности, кот. Дает человеку информацию об ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ предметов и явлений окружающего мира

Орган – анамуатор (зрительное ощущение счетчика глаза)

Свойства ощущения:

- адаптация (приспособление)

- Синессиезия: возникновение ощущений характерных для одного анамуатора в результате воздействия на другой (воздействие на слух)

- порог ощущений: мин. Или мах. Величина раздражителя способного воз-вать ощущения

Виды:

-Зрительные

- обонятельные

- слуховые

- текстильные

Кинестетические (движение)

Восприятие – информация о целостном образе предметов и явлений окружающего мира

Свойства:

1.  Целостность(по частям создать образ объекта

2.  Избирательность (зависимость от потребностей

3.  Константность (постоянство восприятия объектов, по форме, объему,…….цвет)

4.  Оперцепция  (зависимость восприятия от прошлого опыта человекаа

Виды:

- простое (зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, кинетическое, обонятельное, тан…)

- сложное (восприятие речи, времени, пространства, человеком человека)

Память – форма отражения реальности, позволяющая человеку запоминать, сохранять воспроизрводить и забывать объекты, предметы.

Свойства:

1.  Точность

2.  Быстрота

3.  Объем памяти

4.  Длительность

5.  Продуктивность, эффективность

Виды:

1.  По ведущему анализатору

- зрительная

- обонятельная

- слуховая

- двигательная

- вкусовая

- эмоциональная

- образная

2.  По времени запоминания:

- оперативная (мгновенная) 20 секунд

- кратковременная от 1 минуты до 30 дней, 72 ч при условии троекратного повторения информации)

- долговременная (от 72 ч до конца жизни при многократных повторениях)

3. мышление – форма отражения реальности, дающая человеку информацию о существующих связях между предметами и явлениями окружающего мира, классификацией окружающего мира

Мыслительные опреации:

1.  Операции

2.  Синтез

3.  Сообщение

4.  Сравнение

5.  Абстрагирование (уход от крнкретных признаков предмета в его область)

6.  Конкретизация (от словесного описания к конкретному)

Формы:

1.  Понятие

2.  Суждение

3.  Умозаключение

Способы:

1.  Индукция

2.  Дедукция

3.  Аналогия (от частного к частному)

Свойства:

1.  Широта ума (эрудированность)

2.  Глубина ума (знания в конкр. области)

3.  Самостоятельность ума

4.  Критичнось ума (объективно смотреть на принятыерешения)

5.  Гибкость ума (решать проблемы несколькими способами)

6.  Негибкость( наоборот)

Виды:

1.  По бъекту оперирования

- наглядно-действенное (от рождения до 3 лет ребенок строит, разбирет)

- наглядно-образное (оперирует образами от 3 до 10 лет)

- абстрактное (словесно-логическое от 11 до 20 лет)

Речь – средство обобщения и общения

Функции:

1.  Сигнификативная – обозначение предмета словом

2.  Обобщающая – позволяет классифицировать предметы

3.  Выразительная – эмоциональное сопровождение, отношение к предмету

Виды:

- устная (монологическая, диалогическая)

Письменная (монологическая)

Направленность личности

Направленность – системное свойство личности, представленное следующими формами:

- влечение

- потребности

- желание

- интересы

- склонности

- идеалы

- убеждения

- ценности

- мировоззрение

Потребности – нужда в чем-либо

1.  По предмету

- материальные

- духовные

2.  По Маслоу

- физиологические (вода, еда, воздух, секс)

В безопасности (инстинкт самосохранения)

- в социальной принадлежности (быть членом общества)

В социальном признании и самоуважении

- в саиореализации (актуализация)

Мотивация – совокупность внешних ситуационных и внутренних личностных факторов, определяющих поведение и деятельность человека