Человек и социальная среда. Психологическая характеристика общения. Конфликтное общение. Педагогическое общение

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 

ПО ОТРАБОТКЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ 

В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

АлтГТУ

БАРНАУЛ – 2005 г.

ББК 88.53 я73

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры инженерной педагогики АлтГТУ    

                                                                          протокол №12 от 02.04.04 г.

  Психология общения: Учебно-методическое пособие по отработке навыков эффективного общения в различных социальных средах для студентов инженерно-педагогической специальности АлтГТУ / АлтГТУ им И.И. Ползунова. Центр дистанционного и интенсивного обучения. - Барнаул: Изд-во ЦДиИО, 2005. – 58 с.

Научный редактор д. п. н., профессор АлтГТУ

Рецензенты:

Кафедра психологии, педагогики высшей школы  и образовательных технологий АлтГУ Д. п. н., профессор БГПУ

Учебно-методическое пособие включает в себя указания и рекомендации по организации и проведению практических занятий по курсу «Психология общения» для инженерно-педагогических специальностей очной, заочной и дистанционной форм обучения, в том числе к самостоятельной работе студентов, и их содержательное наполнение. 

Представленные в нем упражнения, касаются различных аспектов общения и социальных сред, которые направлены на развитие и отработку коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений, важных как для педагогической, так и для управленческой деятельности будущих инженеров-педагогов.  

Учебное пособие разработано по заказу УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.

По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу:  656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109 а, кор. «Г»,  тел. 36 – 78 – 36. 

Цели и задачи курса «Психология общения»

Основная цель преподавания курса – вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешного профессионального общения в ходе осуществления ими профессиональной деятельности.

Задачи курса: изучить основы социальной и педагогической психологии, психологии семейных отношений; научить будущих педагогов практическим приемам и способам общения, необходимым им для качественного выполнения профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление: о механизмах и особенностях социального поведения человека, о содержании и функциях видов общения;

знать:характеристики сторон общения и приемы эффективного взаимодействия, особенности педагогического общения и пути его оптимизации, основные проблемы семейного общения;

уметь: анализировать процесс общения, осуществлять профилактику поведения для предотвращения конфликтных ситуаций; налаживать эффективное общение в различных социальных средах, применять социально-психологический тренинг в будущей профессиональной  деятельности.

Программа курса

Лекция 1. Человек и социальная среда

Социально-психологические аспекты самосознания. Особенности формирование образа «Я». Понятие малой группы. Виды и функции референтных групп. Групповые факторы ролевого поведения.  Самостоятельная работа 1. Характерные особенности самопознания, самооценки и саморегуляции. 

Практическое занятие 1. Социально-психологические аспекты самосознания.

Самостоятельная работа 2. Виды и механизмы психологических защит. Практическое занятие 2. Социальная чувствительность.

Лекция 2. Психологическая характеристика общения

Общая характеристика процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение.  Характеристика барьеров общения и способы их преодоления. Перцептивная сторона общения. Социальная перцепция и ошибки в процессе восприятия людьми друг друга. Интерактивная сторона общения. Позиции в общении в трансактном анализе. Виды установок на взаимодействие. Проблема слушания и слышания информации в процессе общения. Уровни слушания. Характеристика стилей слушания.

Самостоятельная работа 3. Причины неэффективной коммуникации. 

Практическое занятие 3. Коммуникативная компетентность.

Самостоятельная работа 4. Структура вербальных проявлений.

Практическое занятие 4. Особенности вербальной коммуникации. Самостоятельная работа 5. Мимические проявления в зависимости от эмоционального состояния человека.

Практическое занятие 5. Особенности невербальной коммуникации.

Самостоятельная работа 6. Механизмы социальной перцепции. 

Практическое занятие 6. Восприятие и понимание в процессе общения.

Самостоятельная работа 7. Трансактный анализ. 

Практическое занятие 7. Интерактивная сторона общения.

Самостоятельная работа 8. Особенности самоподачи в общении.

Практическое занятие 8. Умение слушать и слышать.

Лекция 3. Конфликтное общение

Общее понятие о конфликте и его виды. Характеристика межличностных конфликтов и их причины. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Причины межличностных конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов, правила превентивного общения.

Самостоятельная работа 9. Типы конфликтных личностей.

Практическое занятие 9. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Лекция 4. Педагогическое общение

Общая характеристика  педагогического общения, его функции и этапы, задачи оптимизации. Особенности социальной перцепции педагогов, типичные ошибки, пути совершенствования. Факторы педагогического общения. Индивидуальные стили и уровни педагогического общения. Модели поведения педагогов. Коммуникативные педагогические приемы. 

Самостоятельная работа 10. Роль коммуникативных способностей, умений и знаний в структуре педагогической деятельности.

Практическое занятие 10. Модели поведения педагогов.

Самостоятельная работа 11. Стили педагогического общения. Практическое занятие 11. Тренингпедагогического общения.

Лекция 5. Семейное общение

Семья, ее основные функции и структура. Психологические причины семейных кризисов. Типы семей и семейных взаимоотношений. Основные проблемы семейного общения и пути их преодоления. Семейные конфликты и их источники, способы разрешения семейных конфликтов.

Самостоят6льная работа 12. Причины семейных кризисов. 

Практическое занятие 12. Особенности семейного общения. Самостоят6льная работа 13. Необходимость знаний психологии общения для успешного выполнения педагогом своей профессиональной деятельности.

Практическое занятие 13. Грамматика профессионально-педагогического общения

Рекомендуемая литература 

для самостоятельной работы студентов по курсу

1.  Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. завед. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 345 с.

2.  Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к приобретению «Я». – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 160 с.

3.  Григорьева Т.Г. Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. – 173 с.

4.  Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2000. – 320 с.

5.  Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 248 с.

6.  Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: МПС; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 186 с.

7.  Страшнюк Психология и педагогика: Учеб. пособие / АлтГТУ ЦДиИО. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. – 223 с.

8.  Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000. – 384 с.

9.  Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн.: Амалфея, 1997. – 288 с.

10.  Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / прд общей ред. Гинзбурга М.Р. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 128 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 

САМОСОЗНАНИЯ

(2 часа)

Цель занятия: показать связь самосознания с социальной средой; продемонстрировать роль личностных факторов в восприятии и оценке окружающих и в выборе своей судьбы.

Упражнение 1 «Я – концепция».

Цель: формулирование представлений о себе и осознание окончательного «образа  Я».

Инструкция: Разделите лист на три равные части, предварительно написав  в правом верхнем углу то из своих имён, к которому Вы привыкли в наибольшей степени (это могут быть фамилия, имя и отчество, уменьшительное имя, ласкательное прозвище и т.п.). 

После этого ответьте на предложенные вопросы:

А. Дайте 10 ответов на вопрос, обращенный к себе: Кто я такой? Это может быть любой приходящий в голову ответ. Каждый из них нужно быстро записывать точно в той форме, в какой

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
559 Kb
Скачали:
0