Работа № 3 «Le Miracle de l`imprimerie», страница 2

Один из первых, кто гравировал пунсоны и создавал шрифты во Франции, был Жозе Бад. Он устроился в Париже в первые годы XVI века и печатал в течение тридцати лет с круглыми безукоризненными литерами. Число книготорговцев-издателей увеличилось к началу XVI века. Большая часть также состояла из литейщиков или гравировщиков. «Чтобы выполнять свой долг, – гласит Каталог Лоттэна, – типографское искусство  включает в себя две важные составляющие: литера и печатный станок. Из этих двух частей, самая основная, без сомнения, - это создание литеры, а для этого процесса требуются два искусства: гравирование пунсонов и литье шрифтов».

К 1480 Италия производила книжных изданий больше, чем во Франции, Испании, Голландии, Венгрии, Польше, Англии и Германии. Что никак не мешало Италии продолжать производство манускриптов. Разница в цене между произведением рукописным и напечатанным позволила снова продавать манускрипты как предмет роскоши.

В очень короткий промежуток времени печатная книга внедрилась в книжную сферу и много ремесленников, занимавшихся ранее каллиграфией или миниатюрой, переквалифицировались в книготорговцев-издателей и гравировщиков на дереве.