Методика расчёта и выбора электрооборудования вагона, отвечающего требованиям современного подвижного состава, страница 9

6.3 Расчет и выбор коммутационной аппаратуры электропривода вентиляционного агрегата

Рис. 6.3 Схема подключения вентилятора к бортовой сети вагона

       Подключение вентиляционного агрегата производится дистанционно. Электропривод постоянного тока установлен по причине работы агрегата от бортовой сети. Для надежной работы необходимо выполнение следующих условий:

  1. Номинальное напряжение аппарата должно быть равно или больше напряжения в сети (т.к. режим работы длительный перегружать оборудование недопустимо) UH = 110В (сеть 110В).
  2. Номинальное напряжение обмоток электромагнитов контакторов должно быть равно напряжению бортовой сети UH.КОНТ = 110В (сеть 110В).
  3. Номинальный ток аппарата должен быть равен или больше расчетного тока коммутации IH = 36,86 А

На основании полученных данных выбираем контактор постоянного тока VG-40 на 2 контакта.

7 Принципиальная электрическая схема электрооборудования

 Рис. 7 Принципиальная схема электрооборудования проектируемого вагона

Обозначения приведены в спецификации.

Электрооборудование вагона разделено на две группы. Первая группа - потребители, связанные с безопасностью движения и перевозки пассажиров. Сюда входят: устройства управления электрооборудованием, его регулирования и защиты (А4), система пожарной сигнализации (А5), системы технологические контроля (СКНБ, уровня воды, температуры и т. д.) (А6), электродвигатель насоса пожаротушения (М1), электродвигатель вентиляционного агрегата (М2), аварийное освещение (EL1), служебное освещение (лампы накаливания) (EL2). Эти потребители могут питаться как от генератора, так и от аккумуляторной батареи, а при необходимости (в случае аварии) при помощи переключателя Q1 питание может передаваться от соседнего вагона через НПМ 110 В.

Потребители второй группы - могут питаться от генератора, либо при движении поезда со скоростью менее 20 км/ч или на стоянке - от аккумуляторной батареи. При аварийном режиме работы эти потребители при помощи выключателя К4 отключаются от питания.

8 Размещение электрооборудования в вагоне

По размещению в вагоне электрооборудование подразделяется на подвагонное и внутри вагонное, что в первую очередь определяет выбор конструкции для защиты от воздействия окружающей среды и вибрационных механических воздействий.

Рис.8 Размещение электрооборудования в вагоне.

Обозначения согласно таблице 1.

В буксе колесной пары размещаются датчики контроля температуры подшипников и электронное противоюзовое устройство системы торможения.

Одна из колесных пар имеет редуктор на средней части, от которого через карданный вал и муфту приводится во вращение ротора генератора.

Под кузовом вагона закреплены: генератор типа DCG4435/24/2a, мотор-компрессор и конденсатор с электрическим вентилятором холодильной установки, а также металлические ящики для выпрямительной установки, аккумуляторной батареи типа 56 - ВН - 440, зарядного устройства и аппаратуры управления системой кондиционирования. Под кузовом вагона расположены низковольтная поездная магистраль и кабельные соединения между устройствами электрооборудования.

В вагоне в пространстве между крышей и потолком в тормозном конце размещаются: вентиляционный агрегат, и малый калорифер воздуха для межсезонного отопления, а также охладитель воздуха установки кондиционирования. Кроме того, в надпотолочном пространстве расположены вторичные (статические или электромашинные) преобразователи параметров электрической энергии.

В служебном купе вагона установлен пульт управления электрооборудованием с устройством автоматического тушения пожара, холодильник, охладитель питьевой воды. В купе также установлены тепловой датчик и блок системы пожарной сигнализации. В коридоре перед служебным купе размещен обеззараживатель и электрический кипятильник питьевой воды.

В каждом отделение установлены светильник общего (люминесцентного) освещения и дымовой датчик системы пожарной сигнализации,  светильники местного освещения. Также в каждом купе расположены электропечи мощностью 750 Вт для межсезонного отопления.

В котельном отделении установлено: циркуляционный насос системы жидкостного отопления, светильник с лампой накаливания и тепловой датчик системы пожарной сигнализации.

В экологически чистых туалетах размещены обогреватели для межсезонного отопления, а также специальное оборудование.

Заключение

      На основе проведенной работы были получены ориентировочные данные, позволяющие оценить количество потребляемой вагоном энергии, указать расположение основных электрических систем в вагоне. Была получена принципиальная схема, и выбраны устройства энергоснабжения, отвечающие требованиям современного подвижного состава.

      Данный вагон по части электрооборудования является достаточно дорогим, но в виду удобства и комфортабельности планируется привлечь пассажиров предположительные затраты должны окупиться.

Список использованных источников

  1. Комаров Ю.И. «Проектирование электрооборудования пассажирских вагонов», учебно-методическое пособие по курсовому проектированию, СПб, ПГУПС, 2004г.
  2. А.Е. Зорохович и др."Электрооборудование вагонов." - М., Транспорт, 1482, 367с.
  3. Ю.И. Комаров, Ю.Г. Путин. системы электроснабжения современных пассажирских вагонов. Учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 1997. 51с.