Проверка качества и оценка устойчивости системы автоматического управления креном кузова вагона

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство”

Отчет

 по лабораторной работе “Автомат”


Выполнил

студент гр. В-008

Афанасьев А.Е.

Проверила

Чистосердова И.Э.


Санкт-Петербург

2004


Проверка качества и оценка устойчивости системы автоматического управления

креном кузова вагона.

 


 

 

Рис.1. Принципиальная схема системы автоматического

 управления наклоном кузова вагона.



Выбор параметров элементов САУ

1.  Воспринимающий блок.

Фотоэлемент – безынерционное звено

2.  Преобразующий блок.

Соленоид – колебательное звено

3.  Усилительный блок.

Гидравлический усилитель – безынерционное звено

4.  Исполнительный блок.

Гидравлический поршневой двигатель –  интегрирующее звено

5.  Управляемый объект.

Тележка - инерционное

Характеристики звеньев сведем в таблицу 1.


Таблица 1.

Номер элемента

Наименование элемента

Функциональный блок

Характеристика блока

Динамическое звено

Шифр звена

Уравнение передаточной функции W(S)

Принятые параметры уравнения

K

T

1

Фотоэлемент

Воспринимающий

Часть системы, которая воспринимает фактическое значение управляемого параметра

Безынерционное

1

0,1

2

Соленоид

Преобразующий

Часть системы, которая преобразует сигнал

Колебательное

4

2,8

0,3

0,4

3

Гидравлический усилитель

Усилительный

Часть системы, которая усиливает сигналы

Безынерционное

1

50

-

4

Гидравлический поршневой двигатель

Исполнительный

Часть системы, которая непосредственно вырабатывает управляющее воздействие

Интегрирующее

5

0,5

20

5

Тележка

Управляемый объект

Часть системы, в которой происходит заданный технический процесс

Инерционное

2

1

0,1


Математическая модель САУ

 


                                                                

 
                                                           

 


Рис.2. Структурная схема системы автоматического

 управления углом поворота тележки.

Полином полученный при  это собственное движение системы

Разрешим относительно ошибки

Характеристическое уравнение:

Корни уравнения, вычисленные при помощи специальной программы

“Автоматитка”, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

N             п/п

Степень

Коэффициент

N

Тип

Корень

1

4

0,0036

1

действ.

-0,36219197418086

2

3

2,6

2

компл.

-0,352824237286768+2,70553025613117*j

3

2

2,8

3

сопр.

-0,352824237286768-2,70553025613117*j

4

1

20

4

действ.

-721.154381773435

5

0

7

     Номера таблиц и рисунков, представляющих характеристики одного из звеньев и системы в целом, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Исследуемая характеристика

Номер рисунка

Номер таблицы

Частотные характеристики инерционного звена

Амплитудно-фазовая

3

4

Амплитудная

4

Фазовая

5

Переходная функция инерционного звена

6

5

Частотные характеристики замкнутой системы

Амплитудно-фазовая

7

6

Амплитудная

8

Фазовая

9

Переходная функция системы

10

7

Амплитудно-фазовая частотная характеристика разомкнутой системы (устойчивость по Найквисту)

11

8


Оценка устойчивости системы

1.Общий метод исследования устойчивости

(по корням характеристического уравнения).

Система является устойчивой, если все вещественные корни и действи-тельные части комплексно-сопряженных корней отрицательны.

Данная система автоматического управления углом поворота тележки устойчива, т.к. все вещественные корни и действительные части комплексно-сопряженных корней отрицательны:

S1= -0,36219197418086

S2= -0,352824237286768+2,70553025613117*j

S3= -0,352824237286768-2,70553025613117*j

S4= -721.154381773435

2.Критерий Гурвица.

Главный определитель Гурвица:

Следовательно, система является устойчивой.

    3.Критерий Найквиста.

    САУ является устойчивой, т.к. годограф частотно-передаточной функции разомкнутой системы не охватывает точку (-1;0) – рис.11.

    4.Критерий Михайлова.

    САУ является устойчивой, если годограф характеристического комплекса , полученного из характеристического уравнения системы  путем замены  на , имеет фазу , где  – степень харак-теристического уравнения.



Рис.12. Годограф характеристического

комплекса .

САУ является устойчивой, т.к. годограф характеристического комплек-са имеет фазу , где 4 – степень характеристического уравнения (проходит плавно 4 квадранта и в последнем квадранте уходит в беско-нечность).


Оценка качества системы

1.Запас устойчивости (рис.10):

а) Динамический заброс,%:

Для нормально сдемпфированных систем

б) Количество колебаний до перехода в устойчивое положение:

n=1

Для нормально сдемпфированных систем n=1…2.

в) Затухание по корню S3:

где    a - действительная часть корня S3, a= -0,352824237286768

          b - мнимая часть корня S3, b= -2,70553025613117

   

Для нормально сдемпфированных систем

г) Колебательность (склонность системы колебаться) по корню S3:

   

Для нормально сдемпфированных систем

Показатель колебательности характеризует высоту резонансного пика амплитудно-частотной характеристики.

2.Быстродействие (рис.10):

а) Время переходного процесса:

б) Средний геометрический корень:

Вывод:

Запас устойчивости системы автоматического управления углом поворота тележки несколько ниже нормы. Повысить запас устойчивости можно двумя способами: путем параметрического (изменение K и T) и структурного (ввод корректирующего звена) изменения системы.

Похожие материалы

Информация о работе