Организация учета и распределение на себестоимость продукции основных одноэлементных затрат на производство, страница 4

В  условиях  рыночной  экономики  цены  на  продукцию устанавливаются партнерами по сделке, исходя из сочетания спроса и предложения. Естественно, поставщик заинтересован в установлении более высокой цены, но его интересам противостоит стремление покупателя приобрести необходимый продукт по возможно низкой стоимости.

Конкуренция, как фактор рыночной экономики, способствует снижению уровня цен. Следовательно, по целому ряду причин производитель не может не считаться с тем уровнем цен на свою продукцию, который складывается в данный момент в данном регионе, то есть   объективно   существует   определенный   ограничитель   на устанавливаемые цены. В то же время прибыль предприятия определяется как разница между выручкой, полученной от продажи, и себестоимостью продукции, а величина этого показателя в большей степени управляема предприятием-изготовителем.  Снижение  себестоимости  продукции означает увеличение массы полученной прибыли. На решение этой основной задачи и нацелена вся система управленческого учета предприятия. Ее организация должна обеспечить   всей необходимой информацией руководство фирмы так, чтобы ответственные специалисты своевременно   получали   исчерпывающие   данные,   позволяющие регулировать   величину и структуру   производственных издержек, добиваясь снижения уровня себестоимости продукции .

С переходом страны к рыночному регулированию  экономики возросла функциональная нагрузка этого показателя. Себестоимость превратилась в базис ценообразования. Рациональной можно считать только такую систему управленческого учета, которая выпускает как свой конечный продукт, исчисленные показатели себестоимости каждого вида продукции, потому что именно эта сумма является для производителя отправной при установлении цены на свою продукцию. Она должна покрывать издержки изготовителя  и приносить прибыль. Если же сложившаяся цена на конкретную продукцию не покрывает затрат поставщика, то реализация каждой единицы таких изделий приносит предприятию убыток. Следовательно, логичным оказывается вопрос о  целесообразности продолжения производства именно этого изделия.

Обычно предприятия выпускают несколько видов продукции. Тогда убытки от производства    одних изделий могут нейтрализоваться прибылью от реализации других видов изделий. Но такую ситуацию нельзя считать рациональной и благополучной. Подобная управленческая тактика   может быть оправдана   только кратковременный период конкурентной борьбы за рынок сбыта, и несомненно она должна проводиться   абсолютно осознанно, а не в силу   недостаточности информации, предоставляемой руководству    предприятия системой управленческого учета.

В то же время проводимые научные наблюдения установили, что на сферу управленческого учета организации приходится 70% объема учетной информации, то есть это - самый трудоемкий участок учетной работы предприятий.

    При том необходимо    отметить, что    именно область управленческого учета   наиболее   уникальна и своеобразна   на

 предприятиях, так как на ее строение оказывают влияние многочисленные факторы, к числу которых относятся:

1. Сфера бизнеса  организации  или область ее деятельности (торговля, промышленность, строительство и т. д.). Бесспорно, что система учета на промышленном предприятии не может не отличаться от учетной системы строительной организации, транспортной или сельскохозяйственной, так как в каждой из сфер экономики капитал движется через различные затратные и вещественные фазы своего оборота. У промышленного предприятия созданный продукт учитывается на счете 43, а у строительной или транспортной организации расчет себестоимости ориентирован на выполненные работы, произведенный продукт не складируется, и по этому не будет использоваться счет 43 "Готовая продукция". А у торговой организации важнейшим вещественным объектом учета является счет 41 "Товары", а вот процесс производства настолько скуден, что нет необходимости в применении счетов производственных затрат  начиная со счета 20 "Основное производство"  до счета 28 "Брак в производстве". Для торговой организации достаточен только один счет 44 "Расходы на продажу" и т.п.