Пути совершенствования реализации выборочного таможенного контроля в неторговом обороте

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ГЛАВА  3.   ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫБОРОЧНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В НЕТОРГОВОМ ОБОРОТЕ.

3.1.  Предложения по приоритетным направлениям разработки моделей  выборочного  таможенного контроля в неторговом обороте.

На основании проведенного анализа теоретических и методологических основ применения СУР, имеющейся практики организации таможенного контроля, а также современных тенденций развития международных отношений в части унификации таможенных технологий можно сформулировать следующие принципы для разработки моделей  выборочного  таможенного контроля в неторговом обороте:

- применение автоматизированных информационных технологий

  выявления в пассажиропотоке лиц группы риска;

- разработка и внедрение современных,  безопасных для здоровья

людей и животных досмотровых технических средств таможенного контроля;  

- сотрудничество между таможенными администрациями

  сопредельных стран;

Рассмотрим возможные модели организации таможенного контроля

в неторговом обороте. Для этого необходимо учесть следующие варианты прохождения таможенного оформления и таможенного контроля физическими лицами:

- физические лица перемещаются через Государственную границу РФ     

   на личном транспорте;

- физические лица перемещаются через Государственную границу РФ

   на  коммерческом  транспорте.

В обоих случаях основой модели будет являться информационная

система учета и контроля физических лиц (см. рис.9).

  

 Рис.9.   Базовая информационная модель учета и выборочного таможенного

             контроля физических лиц.

Информация о физическом лице (Ф.И.О., № паспорта, дата рождения) может поступать как непосредственно от физического лица (данные загранпаспорта), так и от фирм, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров. В любом случае нужно стремиться к проведению анализа информации до начала таможенного оформления и таможенного контроля физического лица, для чего необходимо получать данную информацию предварительно. Некоторые крупные фирмы – перевозчики (ОАО РЖД) уже сейчас могут предоставлять предварительную информацию о пассажирах. Более того, одна из «опор» Рамочных стандартов безопасности[1] предполагает создание партнерских отношений между таможенными службами и предпринимательским сообществом.

 Одним из вариантов получения предварительной информации является организация информационного обмена в плане реализации сотрудничества таможенных администраций предписанных статьей 1.4. Рамочных стандартов безопасности.

 В качестве примера такого сотрудничества в неторговом обороте можно привести опыт организации информационного обмена между Выборгским железнодорожным таможенным постом Выборгской таможни и сопредельным таможенным постом на станции Вайниккала:

- российская сторона передает в финскую таможню на станции

  Вайниккала  по факсимильному каналу связи, организованному

  железными дорогами Финляндии (ВР ЛТД), списки пассажиров

  международных пассажирских поездов по прибытии их на ст. Выборг;

          - с финляндской стороной достигнута договоренность об оперативном

            обмене информацией (по факсимильным, телефонным каналам связи

            или письменно, нарочно через бригадира поезда) об обнаружении

            нарушений таможенного законодательства сопредельного государства, а

            также о  перемещении товаров в отношении которых взыскиваются

            таможенные платежи и применяется разрешительный порядок. 

          В целях совершенствования информационного обмена прорабатываются различные варианты, учитывающие современные технические возможности средств связи и передачи информации (см. рис.10).

Рис.10.  Перспективный вариант информационного обмена (коммерческие

перевозки)

Наиболее проблемным является вопрос предварительного получения,

да и вообще получения информации о физических лицах пересекающих Государственную границу РФ пассажирами личных легковых  транспортных средств. В случае выбора таким пассажиром устной формы декларирования, теряется объект анализа – персональная информация о физическом лице.

          Эта проблема может быть решена созданием единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации о физических лицах (ЕМАИС), которая  исключит дублирование проверочных мероприятий таможенной и пограничной службами и станет основой  высокой эффективности выборочного таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.

          На основе этой системы можно создать следующую модель управления рисками в неторговом обороте, реализуемую на МАПП (см. рис. 11 ):

Рис.11.  Модель управления рисками на МАПП на основе ЕМАИС.

          Должностное лицо отделения пограничного контроля на этапе выдачи контрольного талона (при въезде на МАПП) регистрирует  данные о водителе и пассажирах с использованием машино - считывающего устройства паспортов. Данные физических лиц обрабатываются ЕМАИС и используются для принятия решения о применении мер минимизации рисков должностными лицами таможенной и пограничной служб МАПП.

          В местах въезда на МАПП осуществляется сканирование регистрационных номеров транспортных средств с использованием автоматической системы распознавания. Использование подобных систем уже имеет определенную практику. Так на финском МАПП Ваалима установлена автоматическая система распознавания регистрационных номеров LIPRE 2000 фирмы VISY OY. Она позволяет распознавать номера транспортных средств в любое время суток, а также обеспечивает с помощью прилагаемых программных средств удобный интерфейс (см. рис.12 ) работы с полученной информацией.


Рис. 12.   Интерфейс системы распознавания номеров LIPRE 2000.

          Данные регистрационных номеров, обрабатываются в ЕМАИС или другими программными средствами (КПС «Авто-контроль») и используются для принятия решения о применении мер минимизации рисков должностными лицами таможенной и пограничной служб МАПП.

          Необходимо, также организовать систему автоматического оперативного оповещения о сработавших рисках должностных лиц таможенной и пограничной службы находящихся  на линии контроля. В этих целях информация об имеющемся риске  выводится на пользовательский интерфейс информационной системы и одновременно передается посредством мобильной связи (пейджер, мобильный телефон) должностному лицу, находящемуся на линии контроля. 

          Одним из перспективных направлений организации таможенного контроля в неторговом обороте является осуществление совместного таможенного контроля должностными лицами российских таможенных органов и таможенных служб сопредельных государств.

Таможенный Кодекс РФ акцентирует важность этого направления в статье 285[2], в которой  закреплено, что в целях упрощения таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами автомобильным и железнодорожным транспортом, Федеральная таможенная служба РФ, заключает соглашения с таможенными службами сопредельных государств об осуществлении совместного таможенного оформления и таможенного контроля товаров,  перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

Похожие материалы

Информация о работе