Пути совершенствования реализации выборочного таможенного контроля в неторговом обороте, страница 4

Массив исходных данных для обработки должен соответствовать формату Microsoft Office Access и иметь поля соответствующие базе данных областей риска («Черному списку»). В нашем случае электронная таблица исходных данных будет иметь следующий вид (таблица 4):

Таблица 4

Формат полей исходных данных

Фамилия

№паспорта

Дата

рождения

№ поезда

№ вагона

№ места

Заводской № вагона

Формирование массива исходных данных пока производится путем приведения к соответствующему  электронному виду бумажных списков пассажиров поезда, представляемыми должностному лицу ОТО и ТК работниками поездных бригад в установленном порядке.

Наиболее перспективным является вариант предоставления электронных списков пассажиров. Уже сейчас ОАО «РЖД» предварительно передает на Выборгский железнодорожный таможенный пост, используя ведомственную информационную систему продажи билетов «Экспресс-3», электронные списки содержащие сведения о 50-70% пассажиров поезда.  Конвертация формата данных «Экспресс -3» в формат исходных данных нашей информационной модели является решаемой задачей. Вообще, вопрос унификации форматов является одним из основных в создании межведомственных информационных систем управления рисками, а его решение значительно бы повысило быстродействие и надежность таких систем.

В случае применения нашей информационной модели управления рисками в организации скоростного движения, необходимо решить следующие вопросы в части получения информации о пассажирах и транспортных средствах:

- обеспечить 100% предварительную электронную регистрацию

   пассажиров на стадии  продажи билетов или перед посадкой в поезд;

- обеспечить надежный канал мобильной связи с движущимся

   составом в целях оперативного обмена информацией  как с

   перевозчиком (ОАО «РЖД», ВР ЛТД), так и с сопредельной таможней;

- обеспечить унификацию форматов передачи электронных списков

   пассажиров российскими и финскими железными дорогами с форматом,

   используемым в нашей информационной модели управления рисками.

После обработки массива исходных данных (списка пассажиров и транспортных средств) программным модулем обработки информации, система формирует отчет о результатах анализа списка пассажиров и транспортных средств (далее – Отчет) (см. рис.14.), который сохраняется в базе данных результатов и может быть выведен на экран монитора или распечатываться на бумажном носителе. 

ОТЧЕТ

о результатах анализа списка пассажиров и транспортных средств
ДАТА____________
ПОЕЗД___________

Совпавшие исходные
 данные

Соответствующая информация

из "Черного списка"

Примечания

№ п\п

Ф.И.О., № паспорта,
дата рождения

Ф.И.О., № паспорта,
дата рождения

Описание риска

указания по применению
 прямых мер

Вес

Результат применения прямых мер

Рис.14. Форма отчета о результатах анализа рисков.

В случае совпадения отдельных полей исходных данных  и полей «Черного списка», программа формирует Отчет в соответствии с вышеуказанной формой. При этом  порядок выводимой информации формируется в соответствии с весовым показателем риска и степенью совпадения сравниваемых полей (полное совпадение; частичное совпадение).

Старший таможенного наряда на основании результатов анализа рисков организует применение подчиненными должностными лицами  прямых мер по минимизации рисков. Результат применения прямых мер минимизации рисков (выявление или не выявление нарушения таможенного или валютного законодательства РФ и др.) заносится в соответствующее поле «Результаты таможенного контроля» Отчета.

Анализ статистики результатов таможенного контроля используется для коррекции данных и формирования весового показателя соответствующего риска в «Черном списке», т.е. имеет место возвратная информация или обратная связь.

Таким образом,  наша информационная модель соответствует принципиальной модели информационного обеспечения управления рисками в ИТ-системе[4] (см. рис.4).

Для полноценного внедрения разработанной нами модели управления рисками в неторговом   обороте потребуется разработать два профиля риска (выезд из РФ; въезд в РФ) по аналогии с ПР №11\101005\00227 и ПР №11\101005\00228 «Наличие у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и(или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товаре являются недостоверными».

Разрабатываемый профиль риска можно назвать базовым для организации выборочного таможенного контроля в неторговом обороте, т.к. он учитывает любые индикаторы риска, в том числе,  выявление которых требует от  должностных лиц ОТО и ТК на стадии наблюдения за поведенческими реакциями  физического лица профессионального опыта и интуиции.

В нашем случае основные графы разрабатываемого профиля риска для неторгового оборота могли бы иметь следующий вид (таблица 5):

Таблица 5

Основные графы базового профиля риска для неторгового оборота

Наименование граф ПР

Содержание граф ПР

Характеристика риска

 (описание риска)

Наличие у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и(или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товаре являются недостоверными или, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и\или в сопровождаемом багаже товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного действующим таможенным и валютным законодательством РФ.

Индикаторы риска

Любые

Прямые меры по минимизации рисков

  1. Таможенный досмотр товаров
  2. Таможенный досмотр транспортных средств
  3. Личный досмотр


[1] Пункт 1.4., Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирная таможенная организация, 2005г. 

[2] Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ

[3] Письмо ГТК РФ от 17.04.2000г. №05-15\10035 «О проекте Соглашения по организации совместного российско – финляндского погранично – таможенного контроля в пассажирских поездах»

[4] Ершов  А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография. – СПб.: «Знание», 2002.  С - 203.