Основные признаки априорного знания Канта. Основные категории человеческого рассудка (таблица категорий)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Номер группы: СОП82

Наименование специальности: связи с общественностью

Студент:

Номер зачетной книжки: 083241

Учебная дисциплина: Философия

Кафедра:

Номер варианта контрольной работы: №1

Дата регистрации институтом: «---»                     2008г 

Дата регистрации кафедрой:«---»                     2008г 

Проверил:

 2008г


Содержание:

Тема: « И.Кант. Критика чистого разума»

I.  Теоретическая часть:

1.  Что, по Канту, означает «критика чистого разума»?

2.  Как Кант предлагает решить проблему соотношения предметов знания с самим познанием? Почему это решение он сравнивает с открытием Коперника?

3.  Что Кант считает «скандалом для философии и общественного разума»?

4.  Что такое «априорные знания»? Каким знаниям, по Канту, они противопоставлены?

5.  Какие основные признаки априорного знания Кант выделяет?

6.  Каковы основные различия аналитических и синтетических суждений, их роль в познании?

7.  Почему Кант считает «все математические суждения синтетическими»? Примеры Канта.

8.  Что составляет, по Канту, истинную задачу чистого знания? Что является следствиями решения этой задачи?

9.  Что такое «трансцендентальное познание»?

10. Чем, по Канту, занимается «трансцендентальная эстетика» и чем  - «трансцендентальная логика»?

11. Что есть пространство и время, по Канту?

12. Почему вещи сами по себе недоступны для познания?

13. В чем отличие человеческого рассудка от чувственности?

14. Основные категории человеческого рассудка (таблица категорий)?

II.  Практическая часть:

Задача 1.

Виднейший представитель логического позитивизма ХХ в. Л. Витгенштейн писал: «Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее над или под, но не рядом с науками).

Цель философии – логическое прояснение мыслей. Философия – не учение, а деятельность.

Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии – не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми…».

Проанализируйте данное высказывание:

1.  Как автор определяет предмет философии?

2.  Можно ли говорить о философии как деятельность?

3.  В чем отличие взглядов Витгенштейна на философию от ее классической трактовки?

4.  Исчерпывает ли данное понимание предмет философии?

Теоретическая часть:

1.Что, по Канту, означает «критика чистого разума»

В самом деле, бессмысленно было бы притворяться безразличным к таким исследованиям, предмет которых не может быть безразличным человеческой природе. Ведь и так называемые индифферентисты, как бы они ни пытались сделать себя неузнаваемыми при помощи превращения ученого языка в общедоступный, как только они начинают мыслить, неизбежно возвращаются к метафизическим положениям. К которым они на словах выражали столь глубокое признание. Однако указанное безразличие, возникшее в эпоху расцвета всех наук и затрагивающее как раз тех, чьими познаниями, если бы они имелись, менее всего следовало бы пренебрегать, представляет собой явление, заслуживающего внимания и раздумья. Совершенно очевидно, что это безразличие есть результат не легкомыслия, а зрелой способности суждения нашего века, который не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих знаний – за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устроить все неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Кант, разумеет под этим критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности метафизики вообще и определение источников, а также объема границ метафизики на основании принципов.

2. Как Кант предлагает решить проблему соотношения предметов знания с самим познанием? Почему это решение он сравнивает с открытием Коперника?

Для познания, предмета необходимо, чтобы Кант мог доказать его возможность (или по свидетельству опыта на основании действительности предмета, или priori с помощью разума).

Эмпирические знания непрерывно прогрессируют, и этому ему прогрессу, по Канту, нельзя указывать никаких границ. Однако безграничный прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию. Последствия всегда были и всегда будут за пределами нашего познания.

        3.Что Кант считает «скандалом для философии и   общественного разума»?

Как бы ни считали идеализм опасным для основных целей метафизики (хотя в действительности это не так), нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы ни было удовлетворительное доказательство  этого существования, если бы кто – нибудь вздумал подвергнуть его мнению.

Против этого доказательства, вероятно, возразят следующее: я ведь сознаю непосредственно только то, что находится во мне, т. е мое представление о внешних вещах. Следовательно, остается все же нерешенным вопрос, соответствует ли что – нибудь (этому представлению) вне меня или нет. Однако я осознаю свое существование во времени посредством внутреннего опыта, а это и есть нечто большее, чем только осознание моего представления

4.Что такое «априорные знания»? Каким знаниям, по Канту, они противопоставлены?

Априорные знания – это такие суждения, которые не могут основываться на опыте. Например: «Все, что случается, имеет причину». В опыте же нам может быть известна лишь часть того, что случилось

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
78 Kb
Скачали:
0