Оценка влияния, которое могут оказать высказывания мэра Москвы на мотивацию и ожидания реципиентов

Страницы работы

Содержание работы

Ситуационная задача 1. «Комсомольская правда» (2006. – 16–23 ноября) в рубрике «Люди, которые нас удивили» поместила заметку: «Мэр Москвы нашел способ борьбы с пробками. Открывая очередную транспортную развязку, он сказал, что вынесет на обсуждение правительства города идею распорядка дня столичных чиновников. Теперь они будут работать с 7 утра, что сильно разгрузит улицы в утренние часы».

Задание. Проанализируйте, какое влияние могут оказать эти высказывания мэра Москвы на мотивацию и ожидания реципиентов – москвичей, жителей других городов, чиновников.

Для Лужкова характерны три особенности, характеризующие его как политического лидера:

- во-первых, его влияние постоянно;

- во-вторых, руководящее воздействие осуществляется на всю группу, организацию, общество;

- в-третьих, влияние Лужкова опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства.

При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества:

- умение владеть ситуацией, принимать решения,

- брать на себя ответственность,

- делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно он умеет удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. Он обладает функциями делового, интеллектуального лидера и лидера общения.

Для него характерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Его авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового центра» группы.

Так же ему присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы. На отношения с группой и авторитет Лужкова оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (демократический).

Показателем потребности во власти для поведения Лужкова является занятие позиции, дающей формальную социальную власть. Он проявляет беспокойство о престиже и престижных вещах, проявляет склонность к относительно высокому риску в азартных ситуациях и враждебность к другим лицам, имеющим высокий статус.

В ситуации с переводом чиновников на ранние часы работы он рассчитывал завоевать расположение граждан проявлением заботы о них, пусть даже в ущерб интересов чиновников. Более того, он намеренно подвергает чиновников своего рода дискриминации и ущемлению зная отношение к ним простых граждан и, таки образом, манипулируя их сознанием.

Так же показательной заботой о москвичах Лужков надеется заслужить расположения всего населения России, предполагая таким образом показать себя хорошим хозяйственником и политиком, потому как выдвигает сферу социальных интересов на первый план.

В значительной мере ему подыгрывает статус мэра столицы России, на которую должна ориентироваться вся страна, а потому жители других регионов ждут от своих руководителей подобных мер, или хотя бы достойного эквивалента их замены.

Чиновники же, как Москвы, так и других регионов вынуждены ориентироваться на руководящее звено в независимости от того, поддерживают они данную инициативу или она кажется им абсурдной.

Одновременно с ситуацией явной поддержки так же зарождается и ситуация явной и скрытой конфронтации, являющая результатом обратной реакции попытки манипулирования сознанием граждан.

В первую очередь высказывания мэра станут поводом для активизации оппозиции, которая не примнет заметить тот факт, что мэр пытается решить проблемы одних за счет других, укажет на показательность данных действий и их направленность на то, чтобы отвести взгляд обывателей от более важных, не решаемых проблем, явной попыткой «бросить кость».

Регионы обратят внимание на очередные привилегии Москвы, некорректное поведение Лужкова, невозможность применения необходимых мер на периферии.

Таким образом, подобные высказывания имеют двояковыраженные последствия, с одной стороны вызывающие поддержку и симпатию к мэру, с другой – состояние конфронтации.

Ситуационная задача 2. В настоящее время широко распространено мнение о том, что серьезными национальными проектами, развивающими национальную идею и воспитывающими национальную гордость, являются такие телевизионные проекты, как «Звезды на льду», «Танцы со звездами», «Две звезды».

Задание. Проанализируйте с точки зрения психологии массовой коммуникации, на каких стереотипах массового сознания базируется такое мнение. Являются ли они действительно национальными проектами?

По определению национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Позитивное развитие государства предполагает решение этих проблем. Именно от национальных приоритетов прямо зависит качество жизни общества (культурная сфера в проекты не входит).

В современной России ситуация выражается нестабильностью не только в области экономики, но так же культуры и сферы социального развития, включающей в себя идеологию и сферу культурных потребностей.

В периоды разброда и шатания идеологического и умственного требуются какие-то стержни, на которые можно «наматывать», что называется, народные надежды и чаяния. Это очень часто бывает связано либо с массовым искусством, либо со спортом.

Фигурное катание уже долгое время воспринимается как национальный российский спорт. Представленные шоу показывают обывателю не просто номера фигурного катания, а номера с участием известных людей, поэтому, что это стало не просто развлекательным шоу, а именно предметом национальной гордости. Зрители воспринимали шоу как вариант национальной идеи.

Успех шоу воспринимался как победа России талантливой над Россией бездарной, России трудолюбивой над Россией ленивой, России целеустремленной над Россией разгильдяйской. Значительную роль играл фактор многонациональности. Национальный вопрос в последние годы стал одним из самых больных для России, выливающийся в различные формы национальной нетерпимости и противостояния. В шоу участвовали люди с разными самыми фамилиями, с разными лицами, представляющие молодость нации, причем многонациональную молодость нации.

У населения России, бывшего СССР, в сознании закрепляется уверенность, что транслируемые через СМИ сведения являются истинными, особенно если их пропагандируют «уважаемые люди», авторитетное мнение которых важно для большинства. Комментарии, сопровождавшие данные проекты, настаивали на их национальной идее, что привело к восприятию их как таковых. В массовом сознании они демонстрировали именно те черты российского народа, которыми мы гордимся: стремление к победе вопреки, сила, ловкость, смелость, моральная устойчивость и пр. Создавалось впечатление реальности происходящего, иллюзия возможности повторить данные качества в самом себе.

Фактически же данные шоу не являются национальным проектом, так как они не влияют на реальное улучшения жизни населения, принося лишь временные результат морального удовлетворения, возможность отвлечься от повседневного быта. Качество жизни при этом абсолютно не меняется.

Похожие материалы

Информация о работе