Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Базовые категории педагогики. Связь педагогики с другими науками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки студентов

Лекция № I: Педагогика в системе наук о человеке

1.  Объект и предмет педагогики.

2.  Базовые категории педагогики.

3.  Система педагогических наук. 

4.  Связь педагогики с другими науками.

5.  Методы исследования и задачи педагогики.

1. Объект и предмет педагогики.

С проблемами воспитания, образования и обучения в той или иной степени сталкивается каждый человек – в качестве родителя, учащегося, наставника, преподавателя, организатора, руководителя и т.д. Владение педагогическими навыками необходимо человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Определенный запас этих умений и навыков дает человеку жизненный опыт. Этот запас достаточен для решения повседневных практических задач образования и обучения, семейного воспитания. Но, поскольку такие навыки лишены обоснованности глубины и систематичности, необходимо человеку своем повседневном поведении опираться на знания научной педагогики.

Педагогика – это наука, исследующая закономерности воспитания, образования, обучения и разрабатывающая методики и рекомендации по эффективному применению в практической деятельности знания этих закономерностей.

Существование общества, его функционирование и развитие возможно лишь потому, что каждое вступающее в жизни новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало и приумножало этот опыт и передавало его в более развитом виде своим потомкам.

Любая наука исследует какой-то особый, только ей присущий предмет. Предметом науки является какая-либо область естественных природных и общественных связей, объединяющая большое многообразие вещей, явлений, процессов, связанных между собой общими закономерностями изменений, зависимостей между отдельными частями и т.п. Например, одна из очень древних наук – физика исследует свойства физических тел, законы их изменения, перемещения и др., т.н. предметом физики как науки можно определить общие свойства материального мира. Предметом такой общественной науки, как история, является прошлое человечества, т.е. история изучает, как жили люди в прошлые времена, как изменялись отношения между людьми в обществе, между различными народами, чтобы выявить закономерности, по которым развивается человеческое общество.

Педагогика– одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирование личности: как из ребенка, существа, почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает с закономерностями, свойственными ему, эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного усвоения его младшим поколением, называется педагогикой.

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагос»: «пейда» – дитя, ребенок, «гогос» – веду, что значит «детоводитель». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно: педагогами назывались рабы, сопровождающие своего господина в школу, прислуживающие ему на занятиях и вне их. Т.о. слово «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей.

Педагогическая отрасль знания – одна из древнейших. Уже первобытные люди обладали определенными знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения другому (обычаи, традиции, житейские правила). Народная педагогика формировалась на протяжении всей истории человечества.

В особую общественную функцию воспитание выделяется на определенной ступени развития человеческого общества (поздний период рабовладельческого строя), когда производство и науки достигли значительного развития, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится воспитание и обучение детей – педагоги.

Осмысление педагогической практики привело к развитию педагогики как науки. Сначала педагогика развивается в рамках философии. Из системы философских знаний педагогика была впервые вычленена в начале XVII века.

Для определения педагогики как науки необходимо четко обозначить, что именно она изучает, то есть установить объект и предмет педагогики.

Педагогика – это одна из наук о человеке.

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате деятельности и отношений. Предмет педагогики – сами воспитательные действия и отношения

Похожие материалы

Информация о работе