Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Сущность и структура педагогической деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

монографическое - охватывает большое количество в разной мере взаимосвязанных явлений;

-  узкоспециальное - изолированное рассмотрение конкретного педагогического явления или факта, которое предопределяется целью научного поиска.

При организации наблюдения как метода научного исследования должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Для последующей обработки результатов все данные необходимо фиксировать. Кроме того, научное наблюдение в отличие от обыденного отличается опорой на определенную педагогическую концепцию, аналитическим и комплексным характером. Наблюдение позволяет изучать объект в его целостности и расчлененности, в его естественном функционировании.

Трудность применения данного метода состоит, прежде всего, в том, что исследователю приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют его фон. Но основное ограничение этого метода заключается в том, что наблюдению доступны лишь внешние проявления процесса, наблюдать можно то, что поддается восприятию органов чувств. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны явлений. Например, нельзя обнаружить мотив деятельности, проследить за ходом мысли, определить степень интеллектуального, эмоционального или физического напряжения.

Кроме того, на качество наблюдения и трактовку полученной информации оказывает влияние субъективность восприятия исследователя, сказываются и установки, наличие определенного ожидания, сложившиеся ранее впечатления. Результаты наблюдения зависят и от настроения наблюдателя, его сосредоточенности. При фиксации результатов наблюдения невозможно сделать точные замеры. Поэтому при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Метод опроса используется в разнообразных формах: в виде устного опроса - интервью, беседа; в виде письменного опроса - анкетирование.

Во время интервью исследователь задает вопросы, предусмотренные заранее в соответствии с задачами исследования, организует и направляет интервью с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. При этом он воздерживается от собственных высказываний по затронутому вопросу, чтобы не повлиять на мнение собеседника. Нередко данный метод применяется при помощи посредника - интервьюера.

Самая распространенная разновидность интервью - стандартизованное, с преобладанием закрытых вопросов (с вариантами ответов). При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В данной форме опроса максимально снижено влияние интервьюера.

При фокусированном интервью перечень вопросов для интервьюера обязателен, но он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Непосредственный контакт с респондентом позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. Например, в случае непонимания респондентом смысла вопросов, затруднений, связанных с припоминанием событий, интервьюер может тактично прийти ему на помощь: пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы.

Беседа  является динамичным, гибким методом изучения педагогических явлений и процессов. Данные, полученные этим методом, носят во многом объективный характер. Исследователь может получить такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. С помощью бесед удается выяснить не только взгляды, мнения, отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа располагает возможностями проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины и мотивы его поступков и действий, что является крайне важным. Однако следует иметь в виду, что не у каждого учащегося и не всегда слово совпадает с делом. Поэтому данные бесед исследователь непременно сопоставляет с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседа как метод исследования сложна по применению, требует тщательной подготовки. Для успешной организации беседы определяются ее цель, рамки

Похожие материалы

Информация о работе