Социальная философия. Автономная область философских исследований анализирующая общество. Типы социальных философий, страница 4

Плеснер (Plessner) Гельмут (1892-1985)

  • нем. философ
  • профессор школы Социальных Исследований в Нью-Йорке, ун-те Цюриха
  • работы:
  • «Ступени органического и человек»

Суть позиции

  • Утверждает центральное, исключительное положение человека в мире
  • Человек трактуется как непостижимая тайна бытия - существо которое постоянно выходит за пределы данного к трансцендентному
  • Критикует метафизическое пренебрежение биологической стороной человеческого существования, а также биологизаторские трактовки человека
  • Основной чертой человека полагает эксцентричность – поведение проявляющееся в отношении к самому себе (прежде всего к своему телу) и окружающему миру
  • Задача философии – постоянно указывать человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания проблематичность его существования

Кассирер (Cassirer) Эрнст (1874-1945)

  • нем. философ, представитель Марбургской школа неокантианства
  • ректор Гамбургского университете
  • работы:
  • «Лекции по философии и культуре»,
  • «Философия символических форм»
  • «Познание и действительность»

Суть позиции

  • Полагает, что трактовка человека как носителя «разума» является слишком узкой, т.к. не позволяет объяснить все многообразие форм культуры
  • Условием возможности культуры и ее различных форм (наука, язык, миф, религия, искусство) является «символическая функция» человека
  • Утверждает творчески-активное формирование «картины мира» человеческим сознанием

Хейзенга (Huizinga) Йохан (1972-1945)

  • нидерл. нсторик и теоретик культуры
  • работы:
  • «Осень средневековья»,
  • «Homu ludens. В тени завтрашнего дня» и др.

Суть позиции

  • Основой человеческого общежития считает игру – следование добровольно установленным правилам
  • Критикует массовую культуру
  • Причину кризиса западной цивилизации усматривает в тенденции к иррационализму и интуитивизму
  • условием возможности культуры полагает свободного, нравственно ответственного индивида
  • Подлинная культура обеспечивается равновесием между духовными и материальными ценностями

Гелен (Gehlen) Арнольд (1904-1976)

  • нем. философ, крупнейший представитель философской антропологии
  • работы:
  • «Человек. Его природа и место в мире»,
  • «О систематики антропологии»,
  • «Первобытный человек и поздняя культура» и др.

Суть позиции

  • Определил человека как «недостаточное» существо (в отличие от животного лишен полноценных инстинктов и не находится в изначальной гармонии с «окружающим миром»
  • Человек обладает внутренним избытком побуждений, следовательно главной задачей является их «разгрузка»
  • Невозможность одновременной реализации побуждений делает необходимым «планирование»
  • Действуя в мире человек создает культуру: разные типы сообществ и институты (семья, животноводство, ритуалы и др.)
  • Выделяет в истории три культуры: охотников, земледельцев, индустриальную
  • Индустриальной культуре присущи:
  • отсутствие согласованности институтов между собой
  • утрата нормативного характера взаимодействия
  • Современный человек несет тяжелый груз необходимости принимать решения каждый раз по своему усмотрению, что провоцирует развитие «современного субъективизма»

Образы человека

  • Animal rationale
  • Animal symbolicum
  • Homo ludens
  • Homo pictus
  • Homo insciens

  • Homo creator
  • Homo degeneratus
  • Homo naturalis
  • Homo sapiens
  • Zoon polotikus

проблема происхождения человека

  • эволюционизм
  • креационизм
  • космизм