Марксизм. Бертран Рассел (Russell) «История западной философии». Карл Генрих Маркс (Marx) (1818-1883), страница 2

Макс Хоркхаймер (Horkheimer) (1895-1973)

  • нем. социолог и философ
  • работы:
  • «Традиционная и критическая теория»
  • «Диалектика просвещения»,
  • «Критическая теория»

«критическая теория» -

  • термин указывает, что человеческая действительность (социальная практика) есть результат общественного производства, в ходе которого меняется не только мир, но и видение человеком мира

Теодор Адорно (Adorno) (1903-1969)

  • критика буржуазного общества и характерного для него рационализма
  • человеческий разум становиться жертвой своих притязаний на господство, которое оборачивается несвободой и новыми формами зависимости

Юрген Хабермас (Habermas) (1929-…)

  • нем. философ и социолог
  • автор теории коммуникативного действия
  • работы:
  • «Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью»

Два типа социологических теории:

  • Традиционная теория –
  • задача: воспроизведение социального бытия по образцу естественных наук, т.е. выявление закономерностей;
  • цель: образование согласованной системы понятий и подведение предметного содержания под мысленные конструкции;
  • Критическая теория –
  • задача: осознание невозможности подведения единичного под общие законы;
  • цель: признание противоречивого характера социальной реальности

Критическая теория: Теория коммуникативного действия

  • Задача: описать альтернативные социальные структуры, которые не обрели институционального оформления в современном обществе;
  • Осуществляет синтез концепций – Дж. Г. Мида («Сознание, личность и общество»), Л. Витгенштейна,
  • Э. Дюркгейма
  • Выделяются два типа действия:
  • целенаправленное – образует «систему»
  • коммуникативное – основа «жизненного мира»
  • Современное общество демонстрирует скрытое доминирование «системы» над «жизненным миром»
  • Последствия: аномия, отчуждение
  • Подлинная интеграция общества возможна на основе «коммуникативного» поведения

Целенаправленное действие

  • ориентировано на достижение цели:
  • субъект – индивид, вне его связи с другими;
  • результат – реализация цели;
  • подразделяется на:
  • инструментальное действия – ориентировано на вмешательство в комплекс обстоятельств и событий
  • стратегическое – цель – манипулирование другими индивидами посредством вознаграждения, угрозы, обмана (аномия)

Коммуникативное деятельность

  • взаимодействие двух или более субъектов, т.е. социально
  • цель – достичь взаимопонимание
  • результат – разделяемая всеми участниками интерпретация, понимание общей ситуации
  • как возможна коммуникация?
  • как возможно взаимопонимания?

Коммуникативное действие

  • Говорящий выдвигает притязание на значимость своего высказывания
  • Внешний мир дифференцируется на:
  • объективный мир – существующее положение вещей – высказывания претендуют на истинность (ассерторическое)
  • социальный мир – совокупность легитимно регулируемых межличностных отношений – высказывания подразумевают притязания на нормативную правильность (нормативное)
  • внутренний мир – совокупность переживаний – притязания на правдивость и искренность (экспрессивное)
  • притязание на значимость связаны с доводами и основаниями, убеждениями
  • Как это возможно? Что может являться основанием?

Джордж Герберт Мид (Mead) (1863-1931)

  • амер. философ
  • изучал философию в Гарвардском ун-те
  • профессор Чикагского ун-та, руководитель философского факультета
  • работы:
  • The Philosophy of the Present
  • Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist
  • The Philosophy of the Act

Идеи Джорджа Герберта Мида

  • в развитии форм коммуникации выделяет три стадии:
  • взаимодействие опосредованное жестами;
  • символически опосредованное взаимодействие («сигнальное поведение»);
  • лингвистически опосредованное, нормативно направленное взаимодействие
  • Переход от одной стадии к другой объясняет механизмом «принятие установки другого», т.е. следование правилам
  • Как возможно следование правилам?
  • Как возможно лингвистически опосредованное взаимодействие?

Людвиг Витгенштейн (Wittgenstein) (1889-1951)

  • австр. Философ
  • профессор Кембриджского университета
  • ввел понятие «языковые игры»
  • работы:
  • «Логико-философский трактат»,
  • «Философские исследования»,
  • «О достоверности»,
  • «Лекции об этике» др.