Немецкая классическая философия. Представители немецкой классической философии. Идеализм. Формы идеализма, страница 2

диалектический метод Гегеля «Наука логики»

  • познание есть процесс, имеющий триадический характер:
  • познание начинается с чувственного восприятия (тезис);
  • необходима скептическая критика чувственности, осознается субъективный характер чувственного восприятия (антитезис);
  • осознается, что объективные и субъективные аспекты в познании образуют целостность =>
  • никакое знание не является всецело истинным или ложным, любая истина относительна

Г. В. Ф. Гегель:

«Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение»

Диалектика

  • античное значение: диалектика –искусство ведения спора или ведения беседы (термин использовался Гераклитом и Сократом);
  • современное значение: диалектика –учение о развитии (разработано Гегелем)
  • при анализе феномена развития, возникают вопросы:
  • каков источник развития?
  • каков механизм развития?
  • каково направление развития?

Законы диалектики

  • закон единства и борьбы противоположностей
  • закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
  • закон отрицания отрицания

Диалектика

  • две формы:
  • идеалистическая диалектика (гегелевская); развитие сферы духа, сознания
  • материалистическая диалектика (марксиская); развитие природы и общества

Система Гегеля «Энциклопедия философских наук»

  • ставится задача построить такую философскую систему внутри которой нашло бы объяснение любое частное явление

Система

  • имеет триадическую структуру:
  • а) логика: учение о бытие (онтология), учение о сущности, учение о понятиях (субъективная логика);
  • б) натурфилософия: физику, органику, механика;
  • в) философия духа:
  • философию субъективного духа (онтология, психология, феноменология);
  • философию объективного духа (учение о праве, нравственности и государстве);
  • философию абсолютного духа (искусство, религия, философия)

Система

  • делает выводы:
  • в онтологическом аспекте: мир не является совокупностью единичных вещей, единичное не обладает подлинным бытием, Мир – это целостное единство
  • в гносеологическом аспекте: никакое знание не является истинным, если не рассматривается относительного целого.

Вывод:

  • в комментирующей литературе считается, что метод и система Гегеля находятся в противоречии:
  • с одной стороны, согласно методу, познание – это бесконечный процесс,
  • с другой, согласно системе, возможно целостное знание о мире

Философия истории «Очерки философии права» (1821)

  • Общая мировая история - процесс самосознания мирового духа (Абсолюта)
  • Цель мировой истории - осознание свободы

Философия истории

  • В истории развития мирового духа выделяет три этапа:
  • этап развития истории, где свободой обладает один (восточные общества – деспотия);
  • где свободой обладают некоторые (рабовладельческая демократия);
  • мир, где свободой обладает каждый, (Германия, для которой характерна конституционная монархия)

Философия истории

  • Субъект (движущая сила истории)
  • национальный дух, который в лице либо отдельной исторической личности, либо отдельной нации выполняет в истории роль Мессии,
  • «мыслящие люди, понимающие то, что нужно и своевременно», через которых действует мировой дух,
  • судьба субъектов мировой истории трагична

Философия истории

  • «воспроизводящие индивиды» составляют пассивную часть мировой истории, преследуют эгоистические, корыстные цели и могут быть подведены под категорию «средств»

Философия истории

  • понятие «хитрость разума»:
  • под внешним хаосом индивидуальных явлений скрывается сущностный порядок и закономерность;
  • Мировой разум через свою хитрость направляет историю окольным путем, побуждая людей – эгоистов, как им кажется, добровольно и свободно содействовать тем целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать

Философия истории

  • отношения между государствами регулируются договором и правом, если таковые отсутствуют, то высшим арбитром является война.
  • война - необходимый, разумный исторический феноменом, заставляющий:
  • понять конечный характер настоящего
  • предотвращает застой в обществе
  • сохраняет нравственное здоровье нации, т. к. позволяет проявить моральные качества.