Публичное выступление. Основные типы устной публичной речи. Виды речей. Цели публичной речи

Страницы работы

52 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

  • Виды речей определяются с учётом функции, которую выполняет речь с социальной точи зрения, ситуации выступления, темы и цели.

4

Виды речей

  1. Социально-политические:
  2. выступления, посвящённые вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, которые реализуются в парламенте, на митингах, общественных собраниях и т.п.

5

Виды речей

  1. Академические:
  2. учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение.
  3. Судебные –
  4. речи, произносимые участниками судебного процесса (прокурором, адвокатом и др.).

6

Виды речей

  1. Социально-бытовые:
  2. развлекательные (эпидейктические), приветственные, юбилейные, застольные, поминальные, похвальные и др.
  3. Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе.

7

Определите тип следующей речи

«Нищета – это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным…» (В. Гюго).

8

Определите тип следующей речи

«Господа! Человек, которого только что опустили в эту могилу, был один из тех, кого в последний печальный путь провожает весь народ. В наши времена мнимого величия не существует. Взоры теперь прикованы уже не к тем, кто царствует, а к тем, кто мыслит, и когда кто-нибудь из мыслителей уходит от нас, его смерть волнует всю страну… Имя Бальзака ярким лучом вольется в ту полосу света, которую оставит после себя наша эпоха… Господин де Бальзак был один из первых среди великих, одним из лучших среди избранных» (В. Гюго).

9

Определите тип следующей речи

  • Терпеливая парта! Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…

10

Каковы цели публичной речи?

Основная цель ПР – влияние на аудиторию. Донести до неё необходимую информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, управлять поступками людей. Эти цели требуют от оратора определённого мастерства.

11

2. Оратор и его аудитория

  • Оратор
  • (лат. «orator» - «orare» - говорить) тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто обладает даром красноречия;
  • вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить (В. И. Даль).

12

Типы ораторов

  • Ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений.
  • Ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

13

Известные ораторы

  • Александров Петр Акимович (1838 – 1893).
  • Речи отличались тщательностью отделки основных положений, внутренней согласованностью частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой.

14

Известные ораторы

  • Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
  • Говорил всегда неторопливо, что позволяло студентам записывать лекции почти слово в слово. Лекционное мастерство заключалось и в музыке его речи, богатстве интонаций и фразировке, артистическом перевоплощении на кафедре в зависимости от рассказываемого сюжета, удивительности и красоте русского языка, чеканности произношения.

15

Известные ораторы

  • Ельцин Борис Николаевич (1931 - 2006)

16

Аудитория (слушатели)

Аудитория («auditor» слушатель) – пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету речи, а также взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия высказывания.

17

  • Важнейшее условие эффективности ПР – контакт со слушателями. Он предполагает общность психического состояния оратора и аудитории на основе:
  • совместной мыслительной деятельности (интеллектуального сопереживания, решения одинаковых вопросов);
  • эмоционального сопереживания (оратор и его аудитория должны испытывать сходные чувства).

18

Главными показателями взаимопонимания является положительная реакция на слова выступающего (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая тишина» в зале.

19

Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:

  1. Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание выступления.
  2. Личность оратора, его репутация.
  3. Внешний вид.
  4. Невербальные средства, поза, взгляд выступающего.
  5. Заинтересованность речью.

20

Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:

  • Харизма оратора.
  • Интересная форма преподнесения материала.
  • Произнесение речи (словесная импровизация).
  • Различные коммуникативные умения.

21

Факторы, обеспечивающие устойчивый контакт:

  1. Учёт особенностей аудитории:
  2. Однородность/неоднородность аудитории: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и др.
  3. Количественный состав: многочисленная/немногочисленная аудитория: заражение, подражание, конформизм.

22

  • Чувство общности аудитории, которое проявляется в определённом настрое слушателей.
  • Мотив действия слушателей: мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, т.к. интересует тема выступления); мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор).

23

3. Этапы подготовки к публичному выступлению

  1. Определение темы речи:
  2. Исходить из личного опыта, знаний по выбранной теме.
  3. Учитывать интерес слушателей.
  4. Правильно формулировать тему (отражение содержания речи, конкретизация

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Русский язык
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
21 Mb
Скачали:
0