Основные понятия логики. Умозаключение как форма мысли. Правдоподобные умозаключения. Дедуктивные умозаключения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел 2. Основные понятия логики

Содержание:

2.1. Понятия и определения

2.2. Суждение как форма мысли

2.3. Сложные суждения

2.4. Умозаключение как форма мысли

2.5. Правдоподобные умозаключения

2.6. Дедуктивные умозаключения

2.1. Понятия и определения

2.1.1. Что такое «понятие»

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Понятие — эт о форма абст ракт ного мышления.

Главное в понятии — признаки предмета, т о ест ь, в чем предмет ы сходны друг с другом или от личны друг от друга. Признаки бывают существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. В понятии отражается совокупность существенных (необходимых) признаков.

Отличительные признаки — эт о признаки, присущие т олько предмет ам данного класса (речь, способност ь т рудит ься, создават ь мат ериальные и духовные ценност и, как от личит ельные признаки человека).

Неотличительные признаки — принадлежат не т олько данным предмет ам (т еплопроводност ь, элект ропроводност ь и т .п.).

Языковая форма выражения понятий — слова или словосочетания (группы слов). Выделяются:

а) омонимы — слова, имеющие одинаковое звучание и написание, но различные по значению («рысь», «коса», «мир» и т.д.);

б) синонимы слова с одинаковым значением, но различным звучанием и написанием (враг — недруг, глаз — око, хворь, болезнь).

2.1.2. Приемы формирования понятия

Основными логическими приемами формирования понятий являются:

— анализ,

— синтез,

— сравнение,

— абстрагирование, — обобщение.

Анализ — эт о мысленное расчленение предмет ов на их сост авные част и или мысленное выделение в них признаков.

Синтез — эт о мысленное соединение признаков (сост авных част ей) в единое целое предмет а.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование — это мысленное выделение одних и отвлечение от других признаков предмета (как правило, выделение существенных и отвлечение от несущественных признаков). Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержание понятия — это совокупность основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов.

Объем понятия — это класс обобщенных в нем предметов (животные).

2.1.3. Отношения между понятиями

Класс состоит из отдельных объектов — элементов. В классе существует множество предметов, которое может быть конечным и бесконечным (множество планет Солнечной системы — конечное множество; множество натуральных числе — бесконечное множество).

Множест во (класс) А называет ся подмножест вом (подклассом) множест ва (класса) В, если каждый элемент класса А являет ся элемент ом В.

Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А ⊂ В (это отношение вида и рода, например: «ель», «дерево»). Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а

∈А (например, а — «Байкал», А — «озеро»).

Классы А и В являются тождественными, если А ⊂ В и В ⊂ А, что записывается в виде: А = В.

В формальной логике существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот. Это означает, что:

а) объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть (например,

"моторная лодка" — "лодка");

б) чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав.

Например,

2.1.4. Группы понятий

Понятия по объему и содержанию делятся на отдельные группы: а) по объему:

— единичные (объем равен одному элементу);

— универсальные (объем равен классу);

— пустые (объем равен пустому множеству — «Баба-Яга»);

— общие (число элементов более одного);

б) по содержанию (парные понятия):

— конкретные                — абстрактные;

— относительные        — безотносительные; — положительные        — отрицательные; — собирательные        — несобирательные.

В конкретных понятиях отражены отдельные предметы или классы предметов (и материальных, и идеальных). Например:

«землет рясение», «свидет ель», «романс».

В абстрактных понятиях мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета (белизна, честность).

В относительных понятиях существование одного предмета предполагает

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
805 Kb
Скачали:
0