Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения системы диагностики и удаленного мониторинга устройств СЦБ (АДК-СЦБ), страница 2

Дв - доплата за выслугу лет, выплаты по тарифному соглашению (15%);

О - дополнительная з/пл (отпуска, выполнение гос.обязанностей, больничные) (10%);

ЕСН - выплата единого социального налога (35,6%);

В - выплата страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (1,4%);

  Снижение простоя поездов

Снижение расходов, связанных с простоями поездов определяется формулой:

Эсп = Епч * Тп * Ссокр ,                                                            (3)

где  Епч - расходная ставка на один поездо-час простоя, руб.;

Тп - время задержек (простоя) поездов в течение года, поездо-час;

Ссокр - коэффициент, учитывающий уменьшение простоев, при выявлении отказов и своевременного оперативного предоставления информации на рабочие места дежурного электромеханика поста ЭЦ и диспетчеров уровня дистанции ШЧ и дороги (не менее 30%).

  Использования предотказного диагностирования

Согласно среднесетевым данным среднее время поиска и устранения отказов (tотк) составляет 155 мин. или 2,58 часа (см. «Автоматика, связь, информатика» №4,2001г., стр.21 (Л7)). Внедрение средств автоматизации позволяет выявить предотказную ситуацию, в результате чего происходит экономия времени, а, следовательно, и заработной платы:

Эп/отк = М*Nотк*tотк*Счас* ((b+Дв+О)/100+1) * ((ЕСН+В)/100+1) ,                (4)

где    М – количество месяцев в году, 12;

Nотк - среднее количество отказов в месяц;

tотк - среднее время поиска и устранения отказов, 2,58 час;

Счас - часовая тарифная ставка 8-9 разрядов, 16,5 руб./час;

b, Дв, ЕСН, В – доплаты и начисления на заработную плату [аналогично формуле 2].

Предотказные технологии позволяет повысить эффективность использования трудовых, материальных и временных ресурсов необходимых для выполнения работ предусмотренных Инструкцией по техобслуживанию устройств СЦБ и Приложения 1 к указанной инструкции (Л3).

  Сокращение эксплуатационных расходов на техническое содержание и обслуживание технических средств

Сокращение эксплуатационных расходов на техническое содержание и обслуживание технических средств, определяется разницей между эксплутационными расходами до модернизации и с учетом внедрения средств автоматизации.

2.4.1 Расчет увеличения технической оснащенности производится в приложении 4.

2.4.2 Эксплуатационные расходы на техническое содержание и обслуживание технических средств до модернизации рассчитываются по формуле:

Р1 = Еэ * N1ТЕ ,                                                                             (5)

ЕТЕ - эксплуатационные расходы на 1 ТЕ, тыс. руб. на 1 ТЕ (данные объекта внедрения);

N1ТЕ - количество технических единиц до модернизации, ТЕ.

2.4.3 Эксплуатационные расходы на техническое содержание и обслуживание технических средств после модернизации рассчитываются по формуле:

Р2 = Еэ * N2ТЕ ,                                                                             (6)

ЕТЕ - эксплуатационные расходы на 1 ТЕ, тыс. руб. на 1 ТЕ;

N2ТЕ - количество технических единиц после модернизации, ТЕ;

(N2ТЕ = N1ТЕ + NВН),

NВН - количество внедряемых технических единиц, ТЕ.

2.4.4 Сокращение эксплуатационных расходов.

При расчете экономии эксплуатационных расходов необходимо учитывать, что под влиянием факторов снижающих эксплуатационные расходы величина последних уменьшается на 30 процентов. Таким образом, сокращение эксплуатационных расходов определяется по формуле:

СЕ = Р1 - Р2 * (1-0,3) ,                                                                   (7)

  Оптимизация работы оперативного персонала и совершенствование информационного обеспечения автоматизации рутинных операций

Расчеты производятся на основе «Инструктивных указаний по оценке инвестиционных проектов автоматизации управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте» ЦШ МПС 1998 г. По данным исследований работы оперативного персонала, человек совершает ошибки в экстремальных условиях, с вероятностью от 0,001 до 0,002. Это приводит к потерям в эксплуатационной работе. При определении непроизводственных затрат в поездной работе, вызываемых ошибками в управлении, установлено, что величина этих потерь составит П=12060 руб. на 1 состав в ценах 1995 года или 12,06 руб. на один состав с учетом деноминации.

Тогда сокращение затрат за счет улучшения информационного обеспечения и автоматизации операций оперативного персонала составит:

Cио = 365 * N * a * b * П ,                                                                  (8)

где    N - количество поездов в сутки, ед.;

a - коэффициент уровня автоматизации, (0,85);

b - коэффициент перевода в текущие цены, согл. индексу инфляции Госкомстата России;

П – величина потерь в эксплуатационной работе в расчете на один состав, руб.

  Сокращение убытков от отправленных с нарушением графика поездов

К пояснениям следует добавить следующее: снижаются расходы, связанные с дополнительной работой локомотивов, дополнительным временем нахождения в пути подвижного состава, локомотивных и поездных бригад, грузов и др. Сокращение убытков определяется по формуле:

Cуп = Nп * Кс * Еш ,                                                                            (9)

где    Nп - число поездов, отправленных с нарушением графика из-за отказов устройств СЦБ в течение года, ед. (принимаем, что их величина составит 0,5% от количества поездов пропускаемых по участку за год, т.е. Nп = N * 365 * 0,005 , поезд.);

Еш - средняя сумма убытка от отправленного с нарушением графика поезда, руб.;

Кс - коэффициент, характеризующий сокращение убытков, в связи с выявлением предотказных ситуаций, своевременного оперативного предоставления информации на рабочее место дежурного электромеханика поста ЭЦ (не менее 30%).

  Амортизационные отчисления

Амортизационные отчисления от стоимости оборудования определяются по формуле:

А = Ц * Нао / 100%,                                                                      (10)

где    Ц - стоимость комплекса, руб.;

Нао - норма амортизационных отчислений, 10 проц.

  Годовой экономический эффект

Годовой экономический эффект представляет собой сумму эффектов от внедрения средств автоматизации и определяется по формуле:

Эг = ЭЗ/ПЛ + ЭСП + ЭП/ОТК + СЕ + СИО + CУП                                                  (11)

  Дополнительные эффектообразующие показатели

Неучтенный экономический эффект может быть рассчитан для объекта внедрения, исходя из среднегодовых отчислений на погашения  «брака» в работе связанного с отказами устройств до и после автоматизации.

Кроме того, эффект от внедрения АДК-СЦБ состоит в повышении безопасности труда при выполнении эксплуатационных и ремонтных работ на железнодорожных станциях, (согласно п. 4.6. табл. 4.1 (Л5)). Автоматизация оповещения работающих на путях повышает надежность выполнения ПТЭ ЖД пункт 6.37. (Л4).

     Срок окупаемости комплекса АДК-СЦБ

Срок окупаемости определяется по формуле:

ТОК = Ц / Эг                                                                                               (12)

3.   Расчет экономической эффективности

Расчет экономической эффективности производится в приложении 6, в соответствии с методикой представленной выше.

Расчет выполнен по участку Пенза2-Шнаево Куйбышевской ж.д., ст. Суворовской СКж.д., уч. Тихорецкая-Сальск СКж.д. Для примера приведен расчет по уч. Тихорецкая-Сальск.

В приложении 1 приведены исходные данные по технической характеристике объекта внедрения.

В приложении 2 производится расчет сокращения трудозатрат, а в приложении 3 приведено обоснование выбора коэффициентов автоматизации, используемых для расчета в приложении 2.

В приложении 4 рассчитывается количество дополнительно внедряемых технических единиц.

В приложении 5 определяется коэффициент, учитывающий индекс инфляции по состоянию на 01.01.2003г. относительно 01.01.1996г. (коэффициент определяется по официальным статистическим данным Госкомстата России).

Расчеты и данные полученные в приложениях 1-5, представляют собой исходные данные для приложения 6, в котором определяется экономический эффект и срок окупаемости. Расчет проводиться в соответствии с формулами, приведенными в п.2. настоящего документа.

Составил:

инженер-экономист                                                              О.В. Зибина

Проверил:

начальник проектно-технологического отдела                           Ю.В. Снитко