Технико-экономическое обоснование внедрения участка автоматизированной разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов

Страницы работы

Содержание работы

утверждаю                                        СОГЛАСОВАНО

генеральный директор ООО               Заказчик – Департамент

НПЦ «Энергосервис»                             вагонного хозяйства ОАО «РЖД»

                                   Д. В. Кривцов

«____» _________________ 2004 г.      «____» __________________ 2004 г.

Технико-экономическое  обоснование

внедрения  участка  автоматизированной  разборки-сборки  рам  тележек  грузовых  вагонов

Омск 2004


I. Работу по внедрению участка автоматизированной разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов (далее СРС-01) предполагается выполнить в рамках отраслевой инвестиционной программы ресурсосбережения на 2005 – 2007 гг.

Заказчиком реализации данного ресурсосберегающего мероприятия является Департамент вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Предлагаемое РТС и Т будет использовано в ремонтных вагонных депо железных дорог ОАО «РЖД».

Цель внедрения: предлагается к внедрению принципиально новые технология и техническое средство – автоматизированный стенд разборки-сборки рам тележек (далее СРС-01). Последний осуществляет раздвижку боковых рам (снятие с надрессорной балки) без применения другого грузоподъемного оборудования, поворота каждой боковины вокруг продольной оси на 360°, подъем и повороты надрессорной балки вокруг горизонтальной и вертикальной осей, замену изношенных фрикционных планок путем горячей клепки, ремонт  боковых рам и надрессорных балок сваркой, постановку исправных боковых рам на надрессорную балку, и все это на единой платформе, которая может быть сопряжена с любой конфигурацией тележечного конвейера. Положение рам и балки может фиксироваться в любом их положении, что позволяет обеспечивать доступ к любой точке их поверхностей для дефектоскопирования. Управление стендом дистанционное, кнопочное.

II. Расчет экономической эффективности внедрения стенда разборки-сборки рам тележек грузовых вагонов

Назовем состояние технологического процесса ремонта рам тележек до внедрения данного ресурсосберегающего мероприятия состоянием «без проекта». При  внедрении – состоянием «с проектом».

В состоянии «без проекта» эксплуатируемое оборудование для ремонта рам тележек в вагонных депо чрезвычайно разнообразно: от кустарного до конвейерного. Но даже на конвейерных линиях доступ к любой точке поверхностей боковины и балок для дефектоскопирования не обеспечивается, клепка фрикционных планок выполняется с большими затратами ручного труда и низким качеством, отсутствуют возможности гибкого и оперативного манипулирования положениями боковых рам и надрессорных балок при производстве ремонтных работ. В среднем в тележечном отделении имеют место 6 – 7 ремонтных позиций.

Расчет сводится к определению:

а) годового экономического эффекта;

б) срока окупаемости капитальных вложений;

в) снижения расходов на ремонт без учета эксплуатационных расходов;

г) снижения трудоемкости ремонта;

д) снижения себестоимости ремонта;

Расчет выполнен на годовую программу Nг = 5600 тележек на примере исполнения плана средним по объему ремонта вагонным депо  Западно-Сибирской железной дороги (Омск-Сортировочный).

Годовой экономический эффект определяется по формуле:

Эг = ΔС – ЕнКдоп,

где ΔС – снижение себестоимости ремонта, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Ен = 0,1…0,15;

Кдоп – дополнительные капитальные вложения при внедрении предлагаемого участка СРС-01,  (состояние «с проектом»).

Кдоп = Кн – Кс,

где Кн – капитальные вложения при внедрении участка; Кн = 950000 руб.;

Кс – капитальные вложения при использовании оборудования в состоянии «без проекта», руб.; Кс = 226570 руб.

Кдоп = 950000 – 226570 = 723430 руб.

ΔС = ΔФЗП + ΔСсн + ΔСнакл – Сэкспл,

где ΔФЗП – экономия фонда заработной платы для работников, занятых на участке СРС-01 при его внедрении в тележечном отделении, руб.;

ΔСсн – расходы на социальные нужды (36,3 % от ΔФЗП); руб.;

ΔСнакл – накладные расходы (160 % от ΔФЗП), руб.;

Сэкспл – расходы на эксплуатацию участка СРС-01, руб.;

ΔФЗП = ФЗП0·ΔТ,

где ФЗП0 – часовой фонд заработной платы, руб.;

ΔТ – снижение трудоемкости ремонта, ч.

Обычно в тележечном отделении типового ремонтного вагонного депо в среднем числится 10 штатных единиц работников, из них: слесарей по ремонту подвижного состава – 6, электрогазосварщиков на конвейере – 2, бригадиров тележечного отделения – 2. Бригадиры тележечного отделения имеют 6 разряд согласно отраслевой часовой тарифной сетки. Слесари по ремонту подвижного состава имеют: 5 разряд – 2 работника, 4 разряд – 4 работника, электрогазосварщики имеют 5 разряд. Разряд выполняемой работы – 5.

Работы, связанные с движением поездов и ремонтом подвижного состава, имеют часовые тарифные ставки согласно отраслевой часовой тарифной сетки:

а) 4 разряд – 14,562 руб.;

б) 5 разряд – 15,871 руб.;

в) 6 разряд – 17,180 руб.

На участке поточной линии тележечного отделения, где производится разборка-сборка рамы тележки, дефектоскопирование и ремонт, заняты 5 работников, имеющие в среднем 5 разряд квалификации.

Тариф с надбавкой за выполнение норм выработки составляет 14,7 %:

15,871 + (15,871·0,147) = 18,20 руб.

Выслуга лет в среднем – 20 %:

15,871·0,2 = 3,17 руб.

Надбавка – 20 %:

15,871·0,2 = 3,17 руб.

Среднечасовая премия составляет – 90 %:

18,2·0,9 = 17,01 руб.

Районный коэффициент – 15 %:

(18,2 +17,01 + 3,17) ·0,15 =5,86 руб.

Итого, часовой фонд заработной платы для данных 5 работников составляет:

ФЗП0 = (18,2 + 3,17 + 3,17 + 17,01 +5,86) ·5 = 237,05 руб.

По проведенной фотографии дня и хронометражу установлено, что затраты времени на ремонт, транспортировку, снятие и установку деталей рамы с одной позиции на другую составляет в среднем для одной рамы тележки 6,5 минут. При внедрении участка СРС-01 одна позиция ремонта в конвейерной линии исключается. Тогда, исходя из годового плана ремонта – 5600 тележек (за одну рабочую смену выпускается в среднем 22,49 тележки; годовой фонд рабочего времени, например на 2003 год – 1992 ч.), определяем  экономию времени за 1 год (снижение трудоемкости ремонта) при внедрении участка СРС-01, ч.:

ΔТ = Δt·Nг,

где Δt = 6,5 мин. – экономия времени при ремонте одной рамы тележки в состоянии «с проектом»;

Nг = 5600 – годовой план ремонта.

ΔТ = 6,5/60·5600 = 606,65 ч.

ΔФЗП = 237,05·606,65 = 143806,38 руб.

Расходы на социальные нужды составляют

ΔСсн = 143806,38·0,363 = 52201,72 руб.

Накладные расходы:

ΔСнакл = 143806,38·1,6 = 230090,21 руб.

Снижение расходов на ремонт без учета эксплуатационных затрат при  внедрении участка СРС-01 (состояние «с проектом»):

ΔС0 = ΔФЗП + ΔСсн + ΔСнакл.

ΔС0 = 143806,38 + 52201,72 + 230090,21 = 426098,31 руб.

Эксплуатационные расходы на участок СРС-01 (состояние «с проектом»):

Сэкспл = Сэл.э + Сам,

где Сэл.э – расходы на электроэнергию, руб.;

Сам – расходы на амортизацию, руб.

Сэл.э = 2τ tс 0,93 0,7Р,

где 2 – количество смен в тележечном отделении;

τ – количество рабочих дней в году (τ = 249);

tс – продолжительность одной рабочей смены, ч.;

0,93 – цена 1 кВт ч электроэнергии;

0,7 – коэффициент, учитывающий продолжительность потребления участком электроэнергии, ч.;

Р – потребляемая мощность участка СРС-01 (Р = 2,5 кВт).

Сэл.э = 2 249 12 0,93 0,7·2,5 = 9725,94 руб.

Сам = Цстсл,

где Цст – цена участка СРС-01 (Цст = 950000 руб.);

Тсл – срок службы участка (Тсл = 10 лет).

Сам = 950000/10 = 95000 руб.

Сэкспл = 95000 + 9725,94 = 104725,94 руб.

Снижение себестоимости при ремонте (состояние «с проектом»):

ΔС = 426098,31 – (94725,94 + 95000) = 236372,37 руб.

Годовой экономический эффект в состоянии «с проектом»:

Эг = 426098,31 – 0,1 623430 = 363755,31 руб.

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений определяется по формуле:

Тр = Кдоп/ΔС.

Тр = 623430/236372,37 = 2,64.

Повышение производительности труда для тележечного отделения, %:

ΔПтр = ΔТ/Тн·100,

где Тн – годовой фонд рабочего времени для новой поточной линии.

Тн = 1992 – 606,65 = 1385,35 ч.

ΔПтр = 606,65/1385,35 0,5·100 = 22 %.

Таким образом, внедрением участка автоматизированной разборки-сборки рам СРС-01 достигнуто:

а) годовой экономический эффект – 363755,31 руб.;

б) срок окупаемости дополнительных капитальных вложений – 2,64 г.;

в) снижение себестоимости ремонта – 236295,31 руб.;

г) снижение трудоемкости ремонта – 606,65 ч в год;

д) повышение производительности труда – на 22 %.

Похожие материалы

Информация о работе