Разработка годового плана шлифовки рельсов, страница 2

      Контроль качества шлифовки

      На зарубежных железных дорогах качество шлифования контролируется по качеству металлической стружки. Если стружка короткая, в виде шариков, тогда шлифование не качественное, а если стружка длинная, то шлифование качественное.

      Качество шлифования необходимо проводить по изменению структуры рельсовой стали. Такие исследования проводятся во ВНИИЖТе и показывают, что цвета побежалости, возникающие после шлифовки, могут, как приводить, так и не приводить к выколам. Изменения в структуре рельсовой стали отшлифованных рельсов в дальнейшем после обкатки неизвестно.

      Объем работы рельсошлифовального поезда намечает служба пути с учетом фактического состояния рельсов, продолжительности окна, количества рабочих дней и смен в году, рабочей скорости и требуемого числа проходов РШП.

      Продолжительность окна определяют из протяженности участка шлифовки, рабочей скорости РШП и числа проходов. Наиболее оптимальные «окна» продолжительностью от 6 до 8 часов.

      Рабочую скорость РШП выбирают в интервале от 5 до 8 км/ч при сочетании максимального съема металла и необходимого качества шлифовки.

      Число проходов РШП рассчитывают в зависимости от фактического состояния рельсов, глубины неровностей и съема металла.

      Предварительно путь обязательно выправляют по уровню и рихтуют. Сварные стыки не должны иметь неровности более 1,0мм на длине 1м при Vmax <140км/ч,>0,5мм при Vmax> 140км/ч.

      При профильной шлифовке толщина слоя удаляемого металла будет неодинаковой по контуру рабочей зоны головки рельса. Наибольший съем требуется в зоне рабочей выкружки. Следовательно, необходимо так расположить рельсошлифовальные круги, чтобы добиться при каждом проходе требуемого съема металла в данном сечении.

      Для того чтобы решить поставленную задачу, необходимо иметь ремонтные профили – проектное очертание головок рельсов после завершения их обработки комплексом РШП и форму поверхности головки рельса до шлифования.

Таблица 5.2

Скорость шлифования до 8 км/ч

Скорость шлифования

Нежелательный эффект

Более 6 км/ч

Поджоги на рельсах

Менее 2 км/ч

Засаливание кругов

Таблица 5.3

Количество рабочих проходов

Вид шлифовки

Количество проходов

(Максимальный съем металла за один проход – 0,3мм)

Плановая

5 – 8

Профилактическая

(на новых рельсах)

3 - 4

Зависимость годового плана от количества проходов:

360 км пути – 15 проходов, 900 км пути – 6 проходов, 1800 км пути – 3 прохода.

Таблица 5.4

Состояние рельсошлифовальных кругов

Вид шлифования

Продолжительность использования, часы

Поверхностное

5,5 -6,5

Профильное

4 – 4,5

Таблица 5.5

Контроль качества шлифовки рельсов

Средство измерения

Проблема

1.  Измерительные системы РШП «Спено»

Невозможность получения цифровой информации

2.  Тележки для измерения волнообразного износа

Небольшой срок службы датчиков, высокая стоимость, низкая производительность.

3.  Профилографы

Через какое расстояние проводить контроль профиля? Нельзя учесть боковой износ.

      Косвенные методы контроля качества шлифовки рельсов:

      -  качество металлической стружки;

      -  шероховатость поверхности;

      -  износ рельсошлифовальных кругов;

      -  ширина дорожек.

      Неровности на поверхности катания рельсов по длине волны делятся на короткие от 0,03 до 0,25 м, средние от 0,25 до 1,5 м, длинные от 1,5 до 3,5 м.

      Допускаемые значения глубин неровностей для различных скоростей движения сведены в таблицу 5.6

Таблица 5.6

Допускаемые значения глубин неровностей

Характеристика неровностей

Глубина неровностей при скорости движения пасс. поезда

140 км/ч и более

Менее 140 км/ч

Короткие

0,05 мм

0,03 мм

Средние и длинные

0,6 мм/1,5 м

0,3 мм/1,5 м

5.3 Основные направления повышения эффективности выполнения рельсошлифовальных работ

  Основными направлениями работы рельсошлифовальных поездов являются:

  -  удаление неровностей поверхности катания;

  -  удаление повреждений (наклеп, мелкие трещины) (планируется ввести в классификацию дефектов новый дефект по рис.19);

  -  профилирование головки рельсов (снижение ОДР по рис.21 (за счет изменения эксцентриситета приложенной нагрузки), снижение бокового износа и дефектных рельсов по рис. 44 (за счет снижения проскальзывания колес)).

  Основные направления повышения эффективности выполнения рельсошлифовальных работ:

  1. Оценка эффективности шлифовки рельсов с позиции продления срока службы рельсов и элементов пути.

  2. Совершенствование критериев и методики планирования работы РШП «Спено».

  3. Разработка методики расчета годового плана работы машин в зависимости от количества проходов.

  4. Оптимизация скорости шлифования и количества рабочих проходов.

  5. Оценка влияния шлифовки на выход рельсов по контактно-усталостным дефектам.

  6. Исследование влияния режимов шлифования рельсов на структуру металла.

  7. Исследование влияния структуры рельсошлифовальных кругов на качество шлифования.