Методы административно-организационного управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

-чщ,


ственные факторы и с вещественно-энергетических ценностей на духовно-информационные. Последнее означает вовсе не отказ от усилий по созданию материальных благ и даже их наращивания, а лишь то, что доля таких усилий будет уменьшаться в совокупной человеческой деятельности. На пути перехода к устойчивому развитию появится новое постиндустриальное общество, которое одновременно можно именовать информационным. Информатизация охватит все сферы деятельности, формируя новую социально-экономическую структуру общества и новое качество жизни людей, все больше утрачивающих интерес к вещественным ценностям и возрождающих духовный потенциал страны. Постепенно на национальной и региональной основе сформируется интегральный интеллект, способный с помощью средств информатики оптимально решать глобальные проблемы, управляя процессом устойчивого развития. Россия, благодаря своему интеллектуальному потенциалу и наличию значительной части ненарушенных экосистем, может стать не только центром стабилизации окружающей среды, но и инициатором формирования нового информационного общества ноосферной ориентации.

Анализ использования традиционных методов управления показывает, что они достаточно редко применяются для прямого воздействия на широкие массы населения. В то же время повышение роли народных масс в общественно-политической жизни явилось причиной существенного внимания и активности правящих сил общества в поисках методов прямого централизованного воздействия на население. Путем использования такого воздействия власть имущие стремятся заменить старые, насильственные методы подавления масс и приспособиться к новым реалиям современного мира. Сознавая историческую необратимость вторжения простого человека в общественную жизнь и в "высокую" политику, правящие круги пытаются заручиться его идейно-политическим согласием. Они ставят задачу добиться формирования такого общественного мнения, которое выражало бы не подлинные интересы народных масс, а заложенные в их сознании пропагандой стандартизованные мнения и оценки, соответствующие интересам правящего класса. И такой метод прямого централизованного воздействия на широкие слои населения был найден и реализован в виде специального метода — информационного управления.


Методологической основой информационного управления в значительной степени являются установки Антонио Грамши, в основе которых лежат положения о том, что для достижения стратегических целей следует действовать не в лоб, меняя базис общества, а через надстройку — силами интеллигенции, совершая "молекулярную агрессию" в сознании общества и разрушая его культурное ядро. Кстати, эти положения хорошо согласуются с одним из основных постулатов теории управления, который гласит о том, что эволюции в человеческом сознании достичь гораздо проще, чем совершить в нем революционные изменения. Основными средствами достижения целей при этом являются средства массовой информации и системы передачи данных. Сотрудники средств массовой информации превращаются при этом в особую организацию, определяющую уровень сознания и мышления населения не только всей страны, но и мира, так как убеждения честных людей зависят от той информации, которую они получают.

Это необычный новый метод управления, обладающий непривычными этическими, эстетическими нормами, и потребуется довольно длительный период времени, чтобы осознать его мощь, достоинства и недостатки. Бурное развитие средств массовой информации, является характерной чертой нашей эпохи. Технические достижения XX в. создали новые могущественные средства массовой коммуникации — кино, радио, телевидение, электронную почту, средства передачи данных. На качественно иной уровень была поставлена технической революцией и деятельность таких традиционных средств массовой информации, как газеты и журналы.

Объективно Россия не может и не должна ставить себе цели самоизолироваться от глобального процесса перехода к устойчивому развитию. Напротив, заинтересованное, активное и прагматическое участие в таком процессе способно мощно стимулировать внутреннее развитие России, закрепить за ней весомую роль в новых, еще только начинающих формироваться технологических, социальных и экономических сферах.

В то же время конкретное участие России в начинаниях и программах такого перехода должно осуществляться с учетом всех аспектов ее национальной безопасности и национальных интересов, в том числе с учетом той реальной отдачи, которую будет приносить такое участие экономическому развитию страны и ук-



70


71


У.


реплепию ее позиций в мире. В этом смысле масштабы участия России в осуществлении глобального перехода к устойчивому развитию должны быть прямо пропорциональны пользе, обретаемой при этом российскими гражданами и государством.

Формирование и использование информационных ресурсов, внедрение средств вычислительной техники и телекоммуникаций должно вести к повышению эффективности общественного производства, стабилизации социально-политических отношений в государстве, и на этой основе к улучшению условий жизни населения. В широком смысле информатизация означает повышение степени информирования общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе научно обоснованной и достоверной картины окружающего нас мира.

Следует отметить, что в большинстве нормативных документов, научных статей и докладов подчеркивается, что целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, являются обеспечение организационного, социально-экономического и научно-технического процессов создания оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей и реализации предусмотренных Конституцией прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений.

На практике же, как правило, игнорируется тот факт, что в России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне, кроме того, государство не раскрывает огромную роль информации в управлении обществом.

Обустроенность информационного пространства — основа социально-экономического, политического и культурного развития страны, обеспечения ее безопасности. Поэтому крайне важно, чтобы не только руководители, политические

Похожие материалы

Информация о работе