Критериев комфортности, безопасности и экологичности жизненного пространства. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам очной формы обучения специальности 150402- Горные машины и оборудование на  4 курсе.

Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами: с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке дипломированных специалистов по направлению 130400 (по ОКСО) - Горное дело; примерной программой дисциплины, рекомендованной Учебно-методическим советом института; примерному учебному плану специальности.

Составитель                                 

@ , 2010г

@Губкинский институт(филиал) МГОУ, 2010

лист согласования рабочей программы

Направление подготовки: 130400 - Горное дело

Специальность: 150402 – Горные машины и оборудование;

Дисциплина:

«Безопасность жизнедеятельности»  

Форма обучения:                              очная

Учебный год                                   2010-2011

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Техники и технологии горного производства протокол №        от «       »          2О10 г.

Заведующий кафедрой Т и ТГП             канд. техн. наук, доцент                                                     А.А.

Исполнитель:   ст. преподаватель                                      

СОГЛАСОВАНО:

Председатель Учебно-методического совета

                                                                                              

Заведующая библиотекой

                                                                                               

Начальник Учебного отдела                    '                          

                                                                                               

Пояснительная записка рабочей программы

1. Принадлежность учебной дисциплины конкретному циклу основной образовательной программы

Дисциплина «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин ОПД и федеральному компоненту ООП. Изучение дисциплины для студентов горно-нефтяного факультета является одним из важных этапов в деле подготовки горных инженеров по специальности 150402 - «Горные машины и оборудование.

2. Функциональное назначение учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Экология»,  «Общая электротехника».

3. Цели и  задачи учебной дисциплины

Цель  курса.   Целью   преподавания  данной   дисциплины  является  усвоение студентами средств и методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения.

Основные задачи дисциплины заключаются в изучении:

• критериев комфортности, безопасности и экологичности жизненного пространства;

•   источников естественной и техногенной опасности;

•   условий трудовой деятельности;

•   оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности;

•   общих принципов защиты от опасностей;

•   средств защиты окружающей среды и природных ресурсов;

•  опасности технических систем.

После завершения курса изучения дисциплины студент должен знать:

♦   воздействие на человека потоков жизненного пространства;

♦   влияние параметров микроклимата производственной среды;

♦   влияние вредных факторов;

♦   параметры и устройство освещения;

♦   средства электробезопасности;

♦   правовые и нормативно-технические основы;

♦   организационные основы управления;

♦   средства защиты от воздействия шума, вибрации, ионизирующего  излучения;

♦  принципы идентификации рисков и опасностей в производственной среде;

♦   основы пожарной безопасности.

Студент должен уметь:

■  пользоваться средствами пожаротушения;

■  оказывать первую помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях;

■    применять средства индивидуальной защиты органов дыхания;

■    выполнять анализ производственного травматизма;

■ оформлять результаты расследования несчастных случаев по установленной форме;

■ составлять инструкции по охране труда для работников горно-обогатительного производства..

Иметь навыки:

• визуального осмотра защитного заземления электроустановок и оборудования;

•   пользования санитарными нормами и правилами и другой нормативной документацией.

4. Схема распределения учебного времени по видам работ

Специальность: 150402 – Горные машины и оборудование;

Форма обучения очная (срок обучения 5 лет)

Вид учебной работы

Трудоемкость       дисциплины, час

7-семестр

(для специальности 150402

Общая трудоёмкость дисциплины

140

Аудиторные занятия

68

Лекции (Л)

34

Практические занятия (ПЗ)

17

Лабораторные работы (ЛР)

17

Самостоятельная работа, в том числе:

самоподготовка (самостоятельное изучение тем, проработка и повторение лекционного материала и материалов учебников, подготовка к практическим занятиям)

72

Вид итогового контроля

Зачет

5. Учебно-тематический план

5.1. Наименования тем дисциплины и виды занятий

5.1.1. Форма обучения очная (срок обучения 5 лет)

Разделы дисциплины

Лекции,

часы

Практические занятия, часы

Лабора-торные работы, часы

Самостоя-тельная работа, часы

1

2

3

4

5

6

1

Человек и среда обитания.

2

4

2

Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду.

4

2

4

3

Неблагоприятные факторы бытовой среды.

2

4

4

Источники высоких и низких температур. Средства защиты. Пожарная безопасность в быту и на производстве.

2

2

6

 

5

Качественный и количественный анализ опасностей. Источники загрязнений воздуха. Кондиционирование и вентиляция производственных помещений Средства индивидуальной защиты.

2

2

2

8

 

6

Идентификация вредных факторов среды, средств защиты от них.

2

2

6

 

7

Классификация вредных веществ. Характер действия вредных веществ на организм человека.

2

2

2

4

 

8

Производственное освещение: искусственное, естественное, комбинированное.

2

4

5

 

9

Воздействие опасностей на человека: шум, вибрация, электромагнитные поля, электрический ток, ионизирующие излучения, видимый диапазон

8

5

5

16

 

1

2

3

4

5

6

 

электромагнитных излучений.  Защита от поражения электрическим током.

 

10

Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем.

2

4

 

11

Управление безопасностью жизнедеятельности.

2

4

4

 

12

Правовые, нормативно-технические  и организационные  основы управления.

2

2

3

 

13

Профессиональный отбор операторов технических систем. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

2

4

 

Итого

34

17

17

72

 

5.2. Содержание разделов дисциплины (лекции)

Лекция № 1.

Тема: Человек и среда обитания. Характерное состояние системы «человек – среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия. Терморегуляция организма человека. Критерии комфортности.

Лекция №2.

Тема: Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду.  Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа. Критерии безопасности. Основные опасные явления в среде обитания человека: землетрясения

Похожие материалы

Информация о работе