Базилика в римской архитектуре. Строительство христианских базиликальных церквей. Базилика Петра в Риме, IV в. План. Разрез

Страницы работы

Фрагмент текста работы

воздвигнут на фундаменте римских терм Баптистерий православных. Баптистерий получил своё второе название в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками во второй половине V века.

Баптистерий православных. интерьер

Баптистерий православных. Интерьер, купель

Баптистерий Ариан. Равенна. V-VI вв. по приказу Теодориха.

Баптистерий VIII-IX вв. Пуатье. Франция

Базилика Сан-Аполлинаре-ин-Классе, вт. чет. VI века

Базилика Сан-Аполлинаре-ин-Классе, вт. чет. VI века. Интерьер.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Равенна. Построена V — нач. VI вв. Теодорихом

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово. Интерьер.

Константинополь - центр архитектурной деятельности византийских императоров. Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти.

  • Византийский архитектурный стиль:
  • кирпичный купол (часто на барабане)
  • с полихромными мозаиками на внутренней поверхности,
  • вес которого посредством парусов (сферических треугольников с вершиной, направленной вниз) передается
  • четырем массивным столбам внутри здания,
  • прочие конструктивные элементы представлены полукуполами, тромпами (коническими сегментами, передающими нагрузку от округлой или многоугольной конструкции - прямоугольной), арками, сводами, колоннами.

Паруса , открывшие перед византитийской архитектурой новые конструктивные возможности, были известны в Риме по крайней мере со 2 в. н.э. Однако, в римскую эпоху паруса встречаются в зданиях небольшого размера, иногда в светской архитектуре (термы) и с художественной точки зрения остаются несовершенными экспериментами.

При сооружении Собора св. Софии (537) в Константинополе византийцы смогли довести до совершенства конструкцию с преобладанием арочных элементов, подобно тому, как при сооружении Парфенона древним грекам удалось это проделать со стоечно-балочной конструкцией.

  • Строительные материалы и технология:
  • в Византийской империи:
  • плинфа (крупный и плоский кирпич); при кладке использовался раствор с добавлением измельченной обожженной глины и толченого кирпича;
  • три-четыре ряда кирпичной кладки /ряд из тесаного камня или мрамора (для укрепления кладки и декоративного эффекта).
  • колонны, капители, вставные панели, облицовка стен, полы, - из разных видов мрамора и из порфира;
  • Своды и верхняя часть стен - цветные мозаики из ценных стеклянных кубиков смальты.
  • Своды и купола из кирпича, их укладывали рядами, используя раствор повышенной вязкости, что позволяло, не дожидаться окончательного схватывания и твердения, а начинать укладывать по нему следующий. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер монолита.
  • особая форма окна - два или три арочных проема, объединенных общей аркой

Неф – вытянутое внутреннее помещение, ограниченное с продольных сторон рядом колонн или столбов. Апсида, абсида – алтарный выступ в восточной части христианского храма, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или полусводом. Трансепт – поперечный неф. Возник в результате усложнения литургии и увеличения пространства перед алтарем и апсидой. Нартекс, нарфик, притвор – входное помещение с западной стороны христианского храма; предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения Наос (лат. целла) – главное помещение храма

Византийский храм

Храм Св. Софии (Константинополь, модель)

В соборе св. Софии в Константинополе, построенном в 532-537 архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл, система парусов была усовершенствована, и купол был возведен над квадратным в плане пространством. Создатели проекта полностью понимали важность своего достижения и использовали его при развитии чисто сводчатых принципов перекрытия в конструкции всех частей собора. Поддерживаемые столбами арки, своды, полукупола и купола сделаны ведущими конструктивными элементами. Колонны оттеснены на второй план и используются между колоссальными столбами в качестве перегородки, разделяющей внутреннее пространство, а также в качестве задающего масштаб элемента. Классические ордера упразднены в пользу арочно-сводчатого принципа.

  • Четыре основных декоративных элемента византийского храма:
  • мозаики или написанные темперой фрески;
  • декоративная мраморная облицовка, колонны, резные капители, резные или инкрустированные фризы, панели и т.д.;
  • обладающие собственной пластической выразительностью архитектурные формы, которым подчинены пп. 1,2
  • математически выверенное использование света как деятельного элемента в создании общего декоративного эффекта.
  • Вместе с Христианством Русь переняла от Византии образ храма

Похожие материалы

Информация о работе