Логистическая система управления в лесопромышленном комплексе. Предъявляемый рынком спрос и выдвигаемые предприятием предложения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Логистическая система управления в лесопромышленном комплексе.

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя - зародилась еще в древней Греции. Как наука об управлении операциями товародвижения, анализа рынка поставщиков, потребителей, конкурентов, координации спроса и предложения на рынке товаров и услуг и гармонизации интересов всех участников процесса товародвижения логистика получила развитие в странах с развитой рыночной экономикой в период экономического кризиса 1930-х годов.

Усложнение производства и обострение конкуренции требуют более точной увязки логистики со стратегическими целями предприятий, повышение гибкости производства, их способности быстро реагировать на рыночные колебания. Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствует достижению наибольшей эффективности работы предприятия, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Одной из основных задач логистики является также совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной системы регулирования и контроля материальных, информационных и финансовых потоков.

В соответствии с задачами логистики можно выделить три вида ее функций: оперативные, координационные и интеграционные.

Оперативные функции связаны непосредственно с управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. В лесозаготовительных предприятиях к сфере снабжения, кроме общепринятых производственных ресурсов, относится снабжение лесосечным фондом.

Координационные функции логистики заключаются в координации спроса, предъявляемого рынком, и предложения, выдвигаемого предприятием - производителем.

Эти функции включают выявление и анализ потребителей лесопродукции в различных процессах и фазах производства; анализ рынков, на которых действует предприятие; прогнозирование спроса на лесопродукцию и развитие потенциальных рынков; обработка данных о заказах и потребностях клиентов; оперативное производственное и непроизводственное планирование.

Интеграционные функции логистики заключаются в обеспечении взаимодействия всех элементов интегрированной логистической системы, распространяющейся на несколько фирм, организаций, информационных систем, логистических посредников, финансовых институтов.

Логистика увязывает две сферы; предъявляемый рынком спрос и выдвигаемые предприятием предложения.

Особенности логистики в ЛПК зависят от особенностей лесопромышленного производства, представляющего собой сложную многоуровневую иерархическую структуру со множеством технологических, складских, транспортных операций, взаимосвязанных и взаимозависимых, имеющих каждый свои особенности. Эти особенности по-разному влияют на различные технологические процессы и зависят от природных условий, климата, породы, сезона года и т.п. Технологические процессы зависят от условий произрастания леса, требований охраны окружающей среды и устойчивого управления лесами.

При разработке логистических систем лесопромышленных предприятий возникает противоречие, которого нет в других отраслях. Экономическое положение лесопромышленного предприятия зависит от выпуска продукции, необходимой потребителю, т.е. от потребностей потребителя, а лесозаготовительный процесс в лесу надо вести исходя из требований лесного хозяйства, требований сохранения и воспроизводства начального продукта - леса. Лесосеки, выделяемые в рубку, не зависят от требований потребителя древесины, а зависят от состояния лесного фонда, т.е. от природных факторов и определяются лесохозяйственными планами, не увязанными с потребностями перерабатывающих предприятий. Это противоречие приводит к тому, что лесозаготовительное предприятие должно иметь множество потребителей с различными потребностями для сбыта всей номенклатуры древесины, получаемой из выделенного в рубку лесосечного фонда. Зачастую при освоении лесосечного фонда появляется продукт, на который отсутствует потребность (древесина определенных пород и определенного качества). Заготовитель обязан ее заготовить, вывезти, оплатить не только затраты труда, но и стоимость древесины, хотя она не имеет потребительской стоимости. В ряде случаев это приводило к проведению так называемых условно-сплошных рубок, когда древесина, не имеющая потребления, оставалась не вырубленной, что противоречит лесохозяйственным требованиям, ухудшает состояние лесов для будущих поколений. Необходимость удовлетворения противоречивых потребностей потребителей древесины и условий ведения лесного хозяйства требует комплексного подхода при анализе рынка потребителей и рынка лесного фонда (поставщиков].

При разработке логистической системы лесопромышленных предприятий необходимо учитывать изменение качества древесины в процессе ее заготовки в зависимости от времени (сезона] заготовки, породы, условий хранения, сроков и условий транспортировки.

Разделение производства на заготовительное и перерабатывающее всегда приводит к противоречию в экономическом состоянии предприятий, в оплате труда. Во всех отраслях есть это противоречие - максимальную прибыль получает конечный производитель (даже в том случае, если его вклад в общий процесс минимальный как по трудовому вкладу, так и по затратам энергетических и других ресурсов), а минимальную долю получают заготовители, чаще всего вкладывающие в общий процесс максимум трудовых, энергетических затрат и имеющих минимальные социальные условия. Особенно это проявляется в лесопромышленном производстве.

Отсутствие четкого лесного законодательства по лесопользованию

Похожие материалы

Информация о работе