Предмет и основные проблемы современной философии науки. Философия науки как направление и как философская дисциплина

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Форм-е сам-ого направ-я ф-и, изучающего науку, происходит в дея-ти первых позитивистов, вдохновлённые успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира.

У истоков рефлексии над развитием науки находились две противоположные логико-концептуальные схемы ее объяснения: кумулятивная и антикумулятивная. Кумулятивная модель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Идеал здесь - логически взаимосвязанная непротиворечивая система, совокупность, накопление всех знаний. Непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а слой опосредствований, созданный предшествующей наукой. Новые проблемы возникают из решения старых, и науке незачем прорываться в иное смысловое пространство, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершенствовать.

Антикумулятивная модель развития науки предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рационализма, в которой фальсификация мыслится как основной механизм развития научного познания.

Ф-я науки как дисциплина возникает, существует и развивается в русле целостного философского знания наряду с другими его областями, такими как философия истории, гносеология или эпистемология, философская антропология и т.д.

Ф-я науки как направление представлена различными концепциями, которые создают своеобразные модели развития науки и пытаются объяснить роль науки в обществе, её значение, особенности развития, специфику научной деятельности.

Предметом ф-и науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний.

В рамках ф-и науки можно встретить сциентистское и антисциентистское отношение к феномену науки. Сциентизм (от лат.Scientia – знание) – направление, кот. считает, что научное знание является единственно верным и признаёт за наукой статус абсолютной истины. Сторонники сциентизма утверждают, что подлинность любого знания можно устанавливать только научными средствами, а все остальные виды знания являются крайне субъективными и не могут адекватно отражать действительность. Антисциентизм, напротив, требует равноправия различных видов познания, критикует науку за то, что она стремится к господству в области познавательной деятельности. Сциентизм и антисциентизм являются крайними позициями, которые недопустимы для объективного анализа науки.

Предметная область философии науки. Сформировавшаяся на сегодняшний день философия науки имеет статус метатеории. Это значит, что её интересуют общие принципы организации научного знания, его развития и принципы научной деятельности как таковой независимо от конкретной области науки. То есть философия науки изучает не особенности отдельных наук (физики, биологии, социологии и др.), а те характерные черты, приёмы, методы, которые свойственны всем наукам, то, что отличает науку от ненауки.

Философия науки – это область общей ф-и, изучающая методы, кот. используют учёные для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также исходные принципы исследования, отталкиваясь от которых учёный может строить доказательство истинности своей теории.

Современная ф-я науки представляет собой многоаспектное изучение науки как системы знаний и вида деят-ти человека, т.е. её объектом является наука в целом. Феномен науки в обществе к.XX – н. XXI в. настолько значим (наука проникает во все обл. жизнедеят-ти), что необходимо говорить о его структурности. Т. о., наука как объект изучения включ. в себя широкое предметное поле, состоящее из различных элементов – проблем. Можно говорить о том, что предметное поле ф-и науки складывается из след. вопросов или проблем: 1) каковы критерии научности и чем отличается научное знание от ненаучного; 2) проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий; 3) структура научного знания; 4) рациональное и интуитивное в науке; 5) научные методы, их классификация и соотношение; 6) соотношение эмпирического и теоретического уровней науки; 7) проблемы языка науки; 8) деятельность учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания; 9) алгоритм открытия; 10) социокультурные функции и статус науки в обществе.

2. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

Наука как социальный институт представляет собой опред. сист. взаимосвязей между научными орг-циями, членами научного сообщества, сист. норм и ценностей. Оформление науки в социальный институт произошло недавно. Социокультурная детерминированность науки означает, что она зависит

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
367 Kb
Скачали:
0