Эвристическое экспертное прогнозирование. Сущность эвристического экспертного прогнозирования. Отбор экспертов

Страницы работы

Содержание работы

Тема 9. Эвристическое экспертное прогнозирование

Цель и задачи изучения темы

Цель – усвоить сущность и методику эвристического экспертного прогнозирования.

Задачи:

- сформировать представление о сущности и методах эвристического экспертного прогнозирования,

- усвоить такие методы прогнозирования, как метод интервью, метод аналитических записок, метод сценариев, метод экспертных комиссий.

9.1. Сущность эвристического экспертного прогнозирования. Отбор экспертов

Эвристическое (или экспертное) прогнозирование отличается от экстраполяционного тем, что в нем, как правило, не используются жесткие количественные методы. Основой разработки прогноза является индивидуальное или коллективное экспертное знание. Наиболее оптимальна данная методика в тех случаях, когда в объекте прогнозирования сложно найти какие-либо линейные тренды, а факторов, влияющих на его развитие, слишком много и аналитически просчитать их все невозможно.

Экспертные методики подразделяются на индивидуальные и коллективные, зависящие от того, один эксперт или группа экспертов являются субъектами прогнозирования. Коллективные методики, в свою очередь, могут использовать совместную или индивидуальную работу экспертов. В последнем случае экспертные оценки обрабатываются и обобщаются, то есть объективируются.

Одной из существенных сложностей в применении экспертных методов является отбор экспертов.

Отбор экспертов начинается с определения объекта прогнозирования и составления списка специалистов, компетентных в данной сфере. Дальнейший отбор экспертов осуществляется с использованием формальных и неформальных критериев с выставлением им оценок по данным критериям. Формальными критериями могут являться должность, научная квалификация, наличие научных и иных публикаций по данной проблематике. Неформальными критериями является репутация, которую можно измерить, предложив соответствующую оценку другим экспертам, или даже самооценку потенциального эксперта.

9.2. Методы индивидуальной экспертной оценки

Метод интервью основан на беседе заинтересованного в прогнозе лица с экспертом. В зависимости от степени формализации интервью может строиться на ответах на заранее продуманные вопросы, иногда даже с вариантами ответов, либо же носить характер свободной беседы. В последнем случае особенно важна компетентность самого интервьюера и его умение ставить вопросы, а также установить контакт с экспертом. Достоинством данного метода является его низкая стоимость и небольшие временные затраты; недостатком ограниченность горизонта прогнозирования мнением одного эксперта.

Метод аналитических записок состоит в постановке перед экспертом прогнозной задачи и передаче ему совокупности материалов для анализа. Эксперт оформляет свой прогноз в виде аналитической записки, в том числе, возможно, по образцу, заданном при постановке задачи.

Метод сценариев заключается в постановке перед экспертом задачи представить аналитическое описание будущего состояния объекта. Часто такая задача ставится с определенным условием – что произойдет, если будет действовать какой-либо конкретный фактор.

9.3. Методы коллективной экспертной оценки

Метод экспертных комиссий представляет собой разработку прогнозного документа объединенными в комиссию экспертами. Организационно метод строится как «круглый стол». Порядок деятельности экспертной комиссии строится по следующей процедуре:

1.  Представляется описание реальной ситуации.

2.  Экспертами предлагаются возможные альтернативы ее развития.

3.  Полученные экспертные материалы анализируются и обобщаются.

К методам коллективного экспертного прогнозирования относятся также мозговая атака и метод Дельфи, описанные ранее как методы коллективной работы над проектом.

9.4. Форсайт-прогноз

В настоящее время часто говорят о форсайте как передовой технологии предвидения будущего, позволяющей преодолеть недостатки традиционных методов прогнозирования и планирования. Форсайт – это метод экспертного прогнозирования, целью которого является представление образа желаемого будущего в относительно долгосрочной перспективе с использованием комплекса методик.

По мнению его сторонников, форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее) «рисует простые картины будущего, сформированные с помощью довольно сложной и трудоемкой технологии опроса и согласования мнений многих заинтересованных лиц … Здесь реализуется возвратный цикл от сложного к простому и обратно к сложному: прогнозирование→планирование→футуристика→форсайт»[1].

Похожие материалы

Информация о работе