Алюминотермитная сварка рельсов методом «Railtech international» (Раздел дипломной работы)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

6.   АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ СВАРКА РЕЛЬСОВ МЕТОДОМ

«RAILTECH INTERNATIONAL»

          Французское промышленное объединение RAILTECH INTERNATIONAL («РЕЛЬТЕХ ИНТЕРНАЦИОНАЛ») — дочернее предприятие металлургической промыш­ленной группы «ДЭЛАШО». «РЕЛЬТЕХ» сформирова­ли в конце 80-х годов XX в. Его деятельность сосредо­точена на решении проблем общественного рельсово­го транспорта, а также электротранспорта вообще. Наиболее важная область деятельности — алюминотермитная сварка рельсов. В ней оно передовой миро­вой поставщик, ежегодно обеспечивающий материа­лами изготовление около миллиона алюминотермитных сварных стыков. Около 40 % из них приходится на железные дороги Северной Америки, 40 % — Европы и 20 % — франкоговорящие страны Африки и юго-восточной Азии.

          Во время Первой мировой войны технологии фирмы «ДЭЛАШО» использовали при производстве специаль­ных износостойких сплавов сталей для обороны Фран­ции. По окончании войны французские технологии, в частности сварка рельсовых профилей, стали разви­ваться собственным путем.

          В мире установилось стабильное равновесие между внедрением и применением алюминотермитной и элек­троконтактной сварки. «РЕЛЬТЕХ ИНТЕРНАЦИОНАЛ» занимается обеими технологиями, не считая их конкурирующими. Полторы сотни рельсосварочных машин, выпущенных объединением, могут сваривать 10—25 млн. рельсовых стыков и крестовин.

          «РЕЛЬТЕХ» самостоятельно производит и перевозит все материалы для алюминотермитной сварки: термит­ный порошок, предварительно изготовленные формы и пасту для уплотнения, тигли однократного и много­кратного применения, все прочие комплектующие для сварного шва, материалы и оснастку для обработки рельсов в пути.

          Сварные стыковые соединения традиционно и ус­пешно эксплуатируются на железных дорогах Канады и США, самых современных линиях высокоскоростного поезда ТЖВ во Франции, в тоннелях под проливом Ла-Манш, на Тайване, в Южной Корее и др.

          В 1994 г. «РЕЛЬТЕХ ИНТЕРНАЦИОНАЛ» в Праге создало дочернее предприятие RAILTECH SLAVJANA («РЕЛЬТЕХ СЛАВЯН»), которое курирует ряд направ­лений промышленной деятельности объединения на территории Средней и Восточной Европы. Сложились хорошие отношения и с Россией.

          Объединение с 1997 г. — член ОСЖД. «РЕЛЬТЕХ СЛАВЯНА» входит в Международную ассоциацию предприятий городского электротранспорта СНГ (МАП ГЭТ).

          Технологии алюминотермитной сварки включают несколько основных процессов (QP, АР 25 и PLA). Способы QP (от английского «quick preheating» — «бы­стрый подогрев») и QP-CJ (аналогичный процесс с использованием тигля однократного применения) ис­пользуют при номинальном зазоре между торцами рельсов 25 мм. Использование технологии QP-CJ опыт­ным сварщиком сокращает время непосредственно сварки одного стыка почти на 25 % или 10—12 мин, а вес оборудования на 35 % (на 30 кг) меньше.

          Вариант указанных технологических процессов для зазора 68 мм называется WGW (от английского «wide gap weld» — «сварка широкого зазора») и WGW-CJ. Они широко внедрены на Североамериканском конти­ненте и в Австралии, отличаются большим тепловложением. На подогрев рельса Р65 уходит 6 мин при дав­лении кислорода около 2 бар и пропана около 0,5 бар. Вес порции около 15 кг. Форма на рельсе уплотняется при помощи предварительно изготовленной пасты, по­ставляемой в ведерках весом 10 кг, защищенной от промерзания и высыхания. Одно ведерко расходуется на четыре сварных стыка.

          Упаковка для одного сварного стыка (коробка) со­держит порцию термита, форму для литья, состоящую из трех частей, мостик формы и, в случае применения многократного тигля, также пробку для автоматичес­кого пуска.

          Одноразовый тигель поставляется в особой упаковке. Он оснащен пробкой автоматического пуска.

          У тигля многократного использования огнеупорной оболочки «футеровки» при нормальном обслуживании хватает на 20—30 реакций при сварке рельсов типа Р65. Опытные сварщики выполняют даже до 60 сварок с одной оболочкой.

          Процессы QP/WGW и QP-CJ/WGW-CJ усовершен­ствованы в основном для трансконтинентальных линий Канады и США. Они предназначены для протяженных линий с большими расстояниями между населенными пунктами, где климатические условия и источники рабочей силы подчиняются многочисленным случайным факторам. Например, в Канаде до сегодняшнего дня сохранился метод подогрева при помощи не кислородо-пропановой смеси, а смеси бензина и воздуха.

          Особенности технологий АР 25 и PLA такие:

-  высокая чистота применяемых газов, необходимость постоянного и одинакового их качества, так как давление газовой смеси должно поддерживаться на постоянном нормативном уровне в течение всех сварочных работ;

-  время подогрева определяет опытный сварщик-алюминотермист в зависимости от профиля соединяемых концов рельсов и состояния окружающей среды.

          Методами АР 25 и PLA пользуются на тех железных дорогах Центральной Европы, где традиция алюминотермитной сварки никогда не прерывались и где в год надо сваривать примерно 2 стыка на 1 км пути (например, 22000 в Чешской республике и Венгрии, 12000 — в Словакии).

          Технологические процессы QP-CJ и WGW-CJ благодаря их относительной простоте и высокой надежности внедряются на железных дорогах Российской Федерации.

          Особое внимание уделяется тщательному выполнению всех операций квалифицированными сварщиками, их обучению применительно к реальным условиям работы. Дли российских специалистов составлены справочные пособия, фактически являющиеся технологическими картами для выполнения сварки в пути. Дипломы фирмы «РЕЛЬТЕХ ИНТЕРНАЦИОНАЛ» уже получили сварщики на Московской и Октябрьской дорогах.

          Методы алюминотермитной сварки с нормальным и широким сварным швом успешно испытаны на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа. По стыкам с шириной шва 25 мм, спаренных термитом марки 1200, пропущено более 320 млн. т груза при осевых нагрузках 270—300 кН и скоростях движения 75 км/ч. По стыкам с широким «ремонтным» зазором 68 мм прошло более 100 млн. т.

          На Московской дороге в 2002 г. методом QP-CJ сварили стыки на пяти стрелочных переводах. Выхода их из строя по причине дефектов и стыках не зафиксировано.

                          

                                   Рис. 4. Сварка стрелочного перевода.

          В НИИМостов, г. Санкт-Петербург, разработана Инструкция по дефектоскопированию алюминотермитных сварных стыков, выполненных по технологии фирмы «РЕЛЬТЕХ ИНТЕРНАЦИОНАЛ». По новой Инструкции можно контролировать всю поверхность сварного шва шириной 25 и 68 мм. По технологии «РЕЛЬТЕХ» можно сваривать поверхностно или объемнозакаленные рельсы с повышенной твердостью, а также переходные рельсы разных типов.

          Сварка с использование металла повышенной твердости применяется на основании требований, базирующихся на многолетнем опыте эксплуатации железных дорог, пользующихся легированными или закаленными рельсами. Твердость металла сварного шва решающим образом ограничивает длину колебания твердости в зоне термического влияния (до 68 мм). Во время эксплуатации в пути сварной шов повышенной твердости исключает появление дефектов в виде выработки и наплывов металла.

Похожие материалы

Информация о работе