Две фазы критического марксизма. Марксистская и постмарксистская диалектика. Постмарксистская теория и критика коммунистического этатизма, страница 5

Важнее всего то, что самоуничтожение человеческого рода может произойти совершенно случайно. Было бы абсолютной иронией истории, если бы человеческие существа - существа, поступающие согласно своим намерениям,- умертвили себя совершенно ненамеренно. «Легче» всего быть, поэтому, фаталистом и говорить, что в конечном-то счете против случайности ничего серьезного и сделать нельзя.

Человечество может случайно причинить абсолютное зло. Значит ли это, что христанский сатана своим посредником избрал случайность? Марксисты применяют к отчуждению структурный подход. Но он здесь не поможет: весь вопрос в том, как иметь дело с возможностью случайного и в то же время абсолютного отчуждения. Ученые рассчитывают вероятности, но какой прок и какое утешение в вычислении вероятности апокалипсиса?

Как я уже говорил, мы живем в совершенно новой онтологической ситуации. Маркс говорил о двух царствах: царстве необходимости (материальное производство) и царстве свободы, которое должно развиться на основе первого (материальное изобилие). Конечно, он не ожидал, что общественно-историческое бытие останется разделенным в мировом масштабе: в одной части мира есть реальная надежда на осуществление царства свободы, но большая часть мира все еще живет в царстве нищеты, порождающем царство несвободы.

Однако я не собираюсь подробно останавливаться на этом противоречии в общественно-историческом бытии или на том факте, что это, возможно, одна из причин гибели человечества. Мой тезис следующий: общественно-историческая онтология должна быть дополнена третьим царством — царством роковой, созданной руками человека случайности. Это тот образ жизни, деятельности, чувствования, благодаря которому люди только и могут надеяться, и пытаться выжить, и достичь царства свободы. Однако какого же рода эта свобода, которая постоянно находится под угрозой такой случайности? В конце концов, свобода не может быть определена как познанная случайность. И все же мы должны добавить к принципу случайности принцип деятельной надежды, воплощенной в сверхкатегорическом императиве новой планетарной этики, полагающей высшим долгом и высшей ценностью выживание человечества.

Именно опасность простого и абсолютного отрицания - а не вопрос о возможности либо невозможности диалектического отрицания - должна стать для нас проблемой первостепенной заботы. Каким наивным выглядит сегодня излюбленный Энгельсом пример простого отрицания — зерно, растоптанное ногой человека! Сейчас над нами нависла тень полного уничтожения всего человеческого рода. Многие марксисты до сих пор пишут о негативной диалектике человеческих устремлений и целей, завершающихся в своих противоположностях. Но как быть с возможностью окончательного и в то же время случайного триумфа негативной диалектики над человечеством?

Апокалиптический бунт вещей против их творца, человека, возможно, уже близок. Это будет антропологическая версия Страшного Суда. Циник сказал бы, что окончательное исчезновение отчуждения может совпасть с его окончательным и абсолютным триумфом. Догматическим «диалектическим материалистам» останется утешать себя диалектикой природы, лишенной человеческих существ!

Марксисты надеются, что человечеству удастся преодолеть «естественность» исторического процесса, происходящего слепо, «за спиной человека». Это было бы фундаментальным поворотом от «предыстории» к началу подлинной истории. Мы наконец нашли бы ключ к загадке истории, как для ее понимания, так и для управления ею. Однако идем-то мы в направлении прямо противоположном, к абсолютной предыстории: были мы каким-никаким субъектом, а теперь превратились в игрушку случая,- и винить в этом нам, кроме самих себя, некого.

Можно ли перед лицом такой роковой случайности еще говорить о человеческом достоинстве и о том, чтобы не сгибаться! Проблематика утопии тоже нуждается в иной постановке. Сколько иронии в той истине, что сегодня, прямо сейчас самой утопичной из утопий является выживание человечества. И можно ли представить более скромную утопию! Негативная утопия должна была бы говорить о земле, с которой люди сами себя извели. Это, однако, лишает дара речи даже фантастов, что уж говорить о марксизме и христианстве?