Философия нового времени и эпохи Просвещения. Социокультурные условия формирования новой философии

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Родоначальником материализма Нового времени и методологии науки был Ф. Бэкон (1561 – 1626)  – английский философ.  Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Остатки органических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения, который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс, этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реформатора. Но обставлена она была классическими декорациями. Провозгласив принципиально новую  ориентацию и значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то объёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции,  одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще, которое надолго укоренится в англо- саксонском обиходе.

Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в  изучении, как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. И в месте с тем этот родоначальник сциицизма в философии, если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты, в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода, который соотносится с непосредственным значением этого древнегреческого термина << философия >> -- любомудрие.

   Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будущем обществе.

В отличие от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки. Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки -- изобретения и открытия. 

Главный труд Ф. Бэкона – “Новый Органон”. Название это не случайное. В нем сознательно противопоставлено новое понимание науки тому, на которое опирался “Органон” Аристотеля.    

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт, в конечном счете, склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского ученого первоначально была математика. Как явствует из "Правил для руководства ума", математические размышления переросли в методологические, в сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значительно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, получивших название "Частные мысли

Такой выход означал активность в исследовании различных областей

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
86 Kb
Скачали:
0