Логические основы общения. Диалог. Вопрос и вопросительное предложение. Прямые и косвенные вопросы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет Транспорта

Реферат

по предмету

«Логика»

«Логические основы общения. Диалог»

студента группы ЭС-21

  Научный руководитель:

Гомель

2003

Содержание.

1. Вопросы и ответы. Роль и функции вопросов в общении. 3

2. Вопрос и вопросительное предложение. Прямые и косвенные вопросы. 3

3. Логическое строение вопроса. 4

4. Виды вопросов. 5

4. Ответ и его виды. 8

5. Особенности ответов на некорректные вопросы. 10

6. Правила постановки вопросов. 11

7. Природа и виды диалога. 12

Список литературы. 16

Речь, пекущаяся об истине, должна быть

простой и безыскусственной.

Сенека.

1.  Вопросы и ответы. Роль и функции вопросов в общении.

Важной сферой приложения логики являются процессы общения – как осуществляемого с помощью знаковых средств взаимодействия людей,  которое вызвано их потребностями и совместной деятельностью.

Неотемливым компонентом общения является вопрос, а комплекс «вопрос-ответ» — его элементарным актом. Рассуждение движется от одного указанного комплекса к другому. При этом вопрос выступает в качестве возбудителя, приводящего мысль в движение.

Существуют виды общения, которые явно предусматривают форму «вопрос-ответ». К ним принадлежат, например, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, диспуты, опросы учащихся, социологические исследования и др. Даже обычный диалог протекает в такой форме, хотя вопросы при этом могут явно не формулироваться. Все, что человек утверждает в форме высказываний, в известном смысле является ответом на тот или иной вопрос, независимо от того, сформулирован он в явном виде или только подразумевается. Более того, одно и то же высказывание может быть ответом на разные вопросы. Определителем того, на какой вопрос отвечает высказывание, является логическое ударение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить следующие примеры, в которых логическое ударение выделено курсивом: «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Вчера мы приехали в Минск поездом*, «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Вчера мы приехали в Минск поездом», «Мы вчера приехали в Минск поездом». Поэтому, строго говоря, понимать смысл высказывания — значит, знать, ответом на какой вопрос оно является.

Из сказанного следует, что важнейшей функцией вопроса является коммуникативная, сущность которой состоит в обмене мыслями между людьми. С помощью вопросов осуществляется поиск необходимых для жизнедеятельности конкретных сведений в общем массиве накопленной человечеством информации.

Особенно велика роль вопросов в познании, где они выступают в качестве связующего звена между известным и неизвестным, побуждая тем самым человека к постоянному движению от незнания к знанию, Отношение индивида к реальности можно рассматривать как форму диалога, в котором индивид пытается отыскать ответы на свои вопросы. Человек, таким образом, находится в отношении запроса к природной и социальной среде, а также самому себе. В результате этого появляется вторая, не менее важная функция вопросов — познавательная.

В зависимости от того, какая функция преобладает в вопросе — коммуникативная или познавательная, они делятся на информационные и исследовательские.

Информационными называются вопросы, целью которых является получение сведений, имеющихся у других людей или содержащихся в каких-либо источниках информации. Среди информационных в особую группу можно выделить поисковые вопросы, ответы на которые предусматривают работу по их поиску в источниках информации.

Вопросы, ответы на которые отсутствуют в источниках информации, и целью которых является получение принципиально новых знаний, называются исследовательскими. В известном смысле работа любого ученого сводится к поиску ответов именно на эти вопросы.

2. Вопрос и вопросительное предложение. Прямые и косвенные вопросы.

Вопросы обычно выражаются вопросительными предложениями. Особенность последних состоит в том, что они несут в себе не утверждения, а требование или просьбу сообщить спрашивающему информацию, которой он не владеет или сомневается в ее истинности. Это требование или просьбу называют вопросительной интенцией предложения.

Предложения, в которых выражаются указанные требования или просьбы и в конце которых ставится вопросительный знак, называются прямыми вопросами. Но вопросы могут быть заданы и в форме утверждений, которые в грамматическом смысле не являются вопросительными предложениями. Например: «Я хочу знать, столицей какого государства является город

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Рефераты
Размер файла:
155 Kb
Скачали:
0