Экономический анализ как инструмент управления производственно-финансовой деятельностью п/п, страница 6

Принцип эф-ти (минимум затрат - максимум результата) м. представить в различной форме и измерить при помощи показателей производительности, доходности и рентабельности.

Производительность - отношением продукции к использованным трудовым ресурсам. Доходность - отношение дохода к затратам или результата к издержкам. Рентабельность - отношение Пр к использов. ресурсам.

В целом, эф-ть = объем производства / затраты (издержки)

А-зировать эф-ть м. с испол-ем различных подходов и методов. Ряд из них имеют такие недостатки, как: хар-ка фин-ой стороны деят-ти без отражения ситуации в пр-ве; ориентировка а-за на прошлое и настоящее, а не на будущее; не возможность учета влияния изменения пр-ной программы и технологии, цены продуктов и ресурсов.

Данные недостатки различных методов при а-зе эф-ти пр-ва позволяет устранить матричный метод а-за хоз-й деят-ти.

Система показателей матричной модели и ее построение

При выборе состава показателей, используемых для построения матрицы, важно учитывать основные требования: показатели,  харак-щие  различные  состояния  п/п, д.б. сопоставимыми; показатели д. изменяться с измен. состояний как п/п в целом, так и его стр-ых единиц; показатели д.б. доступными и достоверными, т.е. фиксироваться в плановой и отчетной документации; показатели д. отражать как результаты деят-ти, так и затраты и ресурсы, необходимые для их получения.

Выбор показателей проводят в несколько этапов. На первом этапе оценивают информативность показателей, исключаются показатели, рассчитываемые как частное (производительность, рентабельность, фондоотдача и т.п.). На втором этапе отбирают показатели, хар-щие осн. результаты д-ти п/п в целом, и его стр-ых подразделений. На третьем этапе оценивают показатели с учетом периодичности наблюдения и их наличия в отчетной документации.

Далее показатели объединяют в три группы. В первую группу вх. показ., харак-щие конечные результаты хоз. деят-ти п/п и его структурных подразделений: 1)балансовая Пр. 2)добавленная стоимость. 3)товарная продукция.

Вторую группу составляют показатели, харак-щие затраты и ресурсы: 4)полная с/с. 5)Мат. затраты. 6)ОПСр-ва. 7)ФОТ8)численность персонала.

Показатели первых двух групп представляют собой колич-ную оценку результатов пр-ва - это вход системы.

За основу матричной модели эк-го а-за берется квадратная таблица - матрица.

Выбранные колич-ые показ. в одинаковой последовательности заносятся в матричную модель над графами матрицы слева направо и в левом крайнем столбце матрицы - сверху вниз. Далее путем соотношения указанных показателей строк и столбцов рассчитываются качественные хар-ки деят-ти п/п.

Эти расчетные показатели и образуют третью группу показателей -эф-ти хоз-й деят-ти п/п. К ним относятся: 1)локальные показатели эф-ти - частное от деления, локальные показатели эф-ти; 2)блочные и интегрированные показатели - рассчитываются на основе локальных показателей эф-ти.

Число показателей на входе колеблется от 6 до 11, на выходе - от 120 до 400. На основе такого большого числа показателей можно получить «эк-кий срез» всего п/п, точнее выявить его проблемы и резервы.

Содержание матричного метода.  При соотношении показателей строки и столбца под главной диагональю матрицы располагаются прямые показатели эф-ти, над главной диагональю расположены обратные показатели, отражающие технико-экономическую сторону пр-ва.

5. А-з маркетинговой деят-ти п/п.

Д-ть любого п/п д. начинаться с маркетингового а-за, основными задачами кот. явл. сл.: изуч. платежеспособного спроса на продукцию рынков ее сбыта и обоснование плана пр-ва и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента; а-з факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию и оценка степени невостребованной продукции; оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня; разработка стратегии, тактики, стимулирования сбыта продукции; оценка устойчивости и эф-ти пр-ва и сбыта продукции. Осн. цель маркетингового а-за - изуч. спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, от р-ра кот. зависят пр-ная мощность п/п и степень ее испол-я в процессе дальнейшей д-ти.